Евгений Гонтмахер, член КГИ, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук, член Правления Института современного развития:
9 апреля 2013 года Минюстом России возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении Ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» и ее исполнительного директора. Дело в том, что по данным Федеральной службы по финансовому мониторингу Ассоциация получает финансирование из иностранных источников и при этом ведет политическую деятельность через «привлечение внимания общественности к необходимости изменения законодательства Российской Федерации о выборах через принятие принципиально нового законодательного акта – Избирательного кодекса Российской Федерации».
Такая постановка вопроса сомнительна.
Каждый год Ассоциация «ГОЛОС» проходит плановую проверку государственными органами, касающуюся и источников существования этой организации. Иностранного финансирования, насколько видно из соответствующей отчетности, туда не поступало уже несколько лет. Минюст, открывая дело против этой организации, должен был бы публично предъявить выявленные конкретные факты такого финансирования. Это вполне соответствует позиции Президента России В.В.Путина, высказанного им по этому поводу в недавнем интервью немецкому телевидению: «Разве наше общество не должно знать, кто и на что получает деньги?»
Рассматривать в качестве иностранного финансирования получение Ассоциацией «ГОЛОС» Сахаровской премии неправомерно, потому что денежная часть премии, переведенная из Норвегии, была возвращена обратно и не использована. Если признавать данный эпизод в качестве повода для постановки вопроса о присвоении статуса «иностранного агента», то тогда открывается неограниченное поле для самых разнообразных провокаций по отношению к любой некоммерческой организации путем, например, перевода иностранным юридическими или физическим лицом денег в виде пожертвования.
Хотелось бы получить разъяснение Минюста: имеет ли вступивший в силу только в конце прошлого года закон об «иностранных агентах» обратную силу, т.е. распространяется ли он на финансирование, которое НКО получали в 2011 и во все предыдущие годы? Если это так, то тогда Минюсту необходимо возбуждать производство по очень широкому кругу НКО.
В законе «об иностранном агенте» не раскрыто понятие «политическая деятельность». До сих пор не сделано это, несмотря на многочисленные просьбы со стороны НКО, и Минюстом России. Как можно в таких условиях возбуждать официальное производство? Используемая Минюстом формулировка «оказание воздействия на принимаемые государственными органами решения и формирование общественного мнения» может быть применена практически к любой общественной деятельности. Вспомним, например, обсуждение многих законов последнего времени (об ужесточение наказаний за нарушения правил проведения публичных акций, об «иностранном агенте», о запрете на усыновление российских сирот американцами и т.д. и т.п.). Как нам видится, как раз воздействие на принимаемые государством решения и формирование общественного мнения – это важнейшая функция настоящего, а не имитационного гражданского общества.
Остается надеяться на то, что данный эпизод не станет прецедентным в современной российской практике взаимоотношений государства и гражданского общества, получит объективную правовую оценку как со стороны суда, так, в конечном счете, и органов юстиции.
Аркадий Любарев, эксперт КГИ, ведущий эксперт ассоциации «ГОЛОС»:
«Все эти годы отношения у «ГОЛОСа» с властными структурами, конечно, не были идиллическими, но они были вполне рабочими и уважительными. Когда же и почему эти отношения испортились? Точкой отсчета можно считать конец 2007 года и 2008 год. Именно тогда суверенных демократов стало беспокоить, что наблюдение на российских выборах не является чисто внутренним делом России, что им, в полном соответствии с международными стандартами, занимаются международные организации. И была сорвана миссия ОБСЕ, и одновременно начались нападки на «ГОЛОС».
На самом деле все просто. «Единой России» нужно было любой ценой обеспечить большинство в Думе, желательно конституционное. Именно тогда фальсификации из местно-эпизодических стали массовыми. Потом нужно было еще обеспечить победу на президентских выборах «преемнику», и в ЦИК срочно из Кремля и штаба «Единой России» перебросили Леонида Ивлева. Естественно, «ГОЛОС» не мог молчать о фальсификациях, и отношения «ГОЛОСа» с ЦИКом стали портиться на глазах. Кульминацией стал конфликт Андрея Бузина (эксперт ассоциации «ГОЛОС») с руководителем Российского фонда свободных выборов Андреем Пржездомским в октябре 2008 года, после которого Лилия Шибанова (директор ассоциации «ГОЛОС») и Андрей Бузин вышли из Координационного совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан».
Федеральный уровень