Очищение власти от коррупционеров дискредитирует "Единую Россию" и повышает личный рейтинг Владимира Путина. Таким образом Кремль готовит плацдарм для новой партии власти, президентского Народного фронта. После активных антикоррупционных действий вероятен выход на политические рубежи ОНФ, ничем не запятнавшего себя перед общественностью. Не скомпрометировавшим себя единороссам разрешат к нему примкнуть. Таковы выводы экспертов.
"Единая Россия" теряет политическую инициативу, системные проблемы внутри партии продолжают нарастать. На этом фоне набирает обороты Общероссийский народный фронт Владимира Путина. И хотя подготовка к летнему съезду ОНФ ведется в "беззвучном" режиме, постепенно представители фронта перетягивают повестку на себя, заявляясь и на федеральном уровне, и в регионах.
Но пиар-кампания перед новым стартом ОНФ все же ведется, ею можно считать активные антикоррупционные действия Кремля. Они повышают личный рейтинг президента РФ и создателя ОНФ Владимира Путина и параллельно дискредитируют представителей властного большинства из "Единой России", готовя безболезненную для россиян смену партии власти.
Именно такой смысл эксперты Firstnews видят в череде антикоррупционных дел в отношении чиновников правительства и исходах единороссов-бизнесменов из Госдумы.
По воле Путина
Напомним, буквально за несколько дней три депутата-единоросса добровольно сложили свои думские мандаты. Первым стал Василий Толстопятов. Официальная причина его ухода – переход на работу в "Газпром". Ранее оппозиция обвинила его в совмещении парламентской работы и коммерческой деятельности, что запрещено законом. Дума по-тихому лишила его полномочий на "пленарке" во вторник.
Вторым стал видный партиец, руководитель думской комиссии по этике Владимир Пехтин, которого Алексей Навальный заподозрил во владении двумя квартирами в США. Чтобы "не подставлять" коллег, Пехтин решил сам сложить мандат.
И, наконец, третий думский "самосложенец" – миллиардер списка Forbes с состоянием $1,2 млрд, бывший гендиректор Международной калийной компании Анатолий Ломакин. Официальных объяснений его ухода из Госдумы несколько: решил заняться бизнесом, подлечиться, не выдержал напряженной работы в парламенте. В Думе он пробыл пять месяцев. Никаких обвинений оппозиция ему предъявить за это время не успела. За лишение его мандата депутаты проголосуют на сегодняшней "пленарке".
До этого также добровольно свой мандат сложил единоросс Алексей Кнышов, после того, как его обвинили в управлении болгарской компанией. Ушел он также, чтобы "не подставлять" своих коллег. Кроме того, не добровольно, но думского мандата лишился и представитель оппозиции, эсер Геннадий Гудков. За использование служебного положения неприкосновенности лишился коммунист Владимир Бессонов. По подозрению в мошенничествах и коммерческой деятельности неприкосновенности для уголовного следствия были лишены также коммунист Константин Ширшов и эсер Олег Михеев.
Оставшиеся в Госдуме единороссы и близкие к власти политологи настаивают, что все эти факты – результат "последовательной борьбы" власти за чистоту своих рядов, и в этой борьбе нет ни партийной принадлежности, ни чинов, ни званий.
Политолог, член Высшего совета "Единой России" Дмитрий Орлов называет все происходящее даже "не антикоррупционной кампанией, а скорее долговременным антикоррупционным трендом, основанным на воле Путина, выборе Владимира Путина, который, в свою очередь, основан на широком общественном запросе, сформированном в прошлом году".
Борьба во благо
Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, впрочем, отмечает, что если бы в обществе ненависть к Америке была сильнее, чем к коррупционерам, то запрос, сформированный "в прошлом году", сошел бы на нет после того, как оппозиция была объявлена "агентом Запада". К лидерам Болотной, выкладывающим в интернет свои "списки "Золотых кренделей", попросту никто бы не прислушался.
"Ребята во власти циничные, им была бы до лампочки борьба с коррупцией, но они жестко смотрят за ситуацией и пытаются маневрировать", - считает юрист компартии Вадим Соловьев.
Поэтому пришлось начинать "процесс самоочищения": "отставки единороссов происходят потому, что факты, обнаруженные оппозицией, крыть нечем", - отмечает замруководителя фракции "Справедливой России" в Госдуме Михаил Емельянов.
Антикоррупционная кампания, навязанная власти, удачно встроилась в другой процесс, более тихий: "летом или будет создана новая партия, левоцентристская, или на новый уровень выйдет Народный фронт", замечает Вадим Соловьев. Он напоминает, что "Единая Россия" в регионах уже давно и катастрофическими темпами теряет популярность". В Кремле "это знали и знают", поэтому решили отпустить "Единую Россию" в свободное плавание".
"В этой ситуации с учетом значимости этой организации, определенных административных возможностей нужна дальнейшая серьезная дискредитация, поэтому и началась эта антикоррупционная кампания. Когда на "Единую Россию" свалят все ошибки в экономике, социалке, мы получим утопающую правую партию и новую левоцентристскую организацию во главе с президентом страны", - считает коммунист.
Гендиректор Фонда эффективной политики Кирилл Танаев, со своей стороны, отмечает, что ОНФ действительно начинает "набирать обороты: поднимает наиболее острые проблемы ОНФ, а не "Единая Россия", которая реализует только функцию голосования в Госдуме и заксобраниях, но политически инициативу продолжает терять".
"Думаю, в Кремле понимают проблему "Единой России", знают ее очень глубоко. Есть признаки, что в этом вопросе будет проводиться перезагрузка", - отмечает он.
Разнонаправленные рейтинги
Эксперты указывают также, что антикоррупционная борьба позитивно сказывается на личном рейтинге Владимира Путина: по результатам февральского рейтинга "Левада-центра" его работу эффективно оценивают 65% россиян. А вот работу Госдумы с большинством единороссов - всего 36%.
Определение элит
Все это будет нервировать элиту, считает Алексей Макаркин: "правила игры меняются, не известно, чья будет следующая очередь, в элите будет расти неуверенность и напряжение". Учитывая вчерашнее заявление главы администрации президента РФ Сергея Иванова, что в борьбе с коррупцией "неприкасаемых нет" и его призыву "действовать решительно, без оглядки на чины и звания", процесс, несомненно, коснется и чиновников правительства, и региональных элит, и членов Совета Федерации, убежден Танаев.
Поэтому чиновники, депутаты и, вполне возможно, сенаторы продолжат добровольно отказываться от своих должностей, однако процесс все же придется контролировать, отмечают собеседники Firstnews, потому как людей бизнеса во власти достаточно много. Вместо массового исхода, предполагает коммунист Соловьев, единороссы могут "начать отчаливать" из самой партии "Единая Россия", как это сделал мэр Москвы Сергей Собянин, оставив руководящую партийную должность.
Но сбрасывать таких людей со счетов нельзя, считает Кирилл Танаев. "Можно объявить этих людей изгоями, но это принесет больше минусов и проблем, чем плюсов", - отмечает он. Так как в "Единой России", в отличие от того же ОНФ, пока "существует структура, реальные организации по всей стране, кадры, которые обладают навыками и опытом политической работы". Отказываться от них никто не будет, считает Вадим Соловьев, они вполне могут пригодиться Народному фронту, особенно если не будут замешаны в коррупционных делах.
Конкуренция вида
И тем сложнее выглядит ситуация с Госдумой. Здесь сосредоточен "основной кадровый потенциал "Единой России", отмечает Соловьев. Однако именно к парламенту и принимаемым им законам у общественности больше всего вопросов, напоминает Макаркин. Кроме того, именно думским единороссам оппозиция предъявляет больше всего претензий. К примеру, в списке "Золотых кренделей" – депутатов, подозреваемых в совмещении депутатства и коммерческой деятельности или не декларирования части имущества, составленном эсерами Гудковым и Пономаревым, значатся более 15 депутатов и всего два-три сенатора.
Поэтому, допускают эксперты, вся антикоррупционная шумиха действительно может быть лишь неким фоном для более значимых грядущих событий. Кампания по Госдуме – из-за кадровой значимости единороссов, по Совету Федерации – наоборот, из-за малого значения сенаторов ("зацепят одного-двух"), по правительству – из-за нежелания президента становиться на какую-то из сторон, Думы или кабмина ("там посмотрят, кто поближе к премьер-министру, вроде Сердюкова").
Впрочем, из Госдумы могут уйти еще несколько депутатов, допускают эксперты – те, кто является "откровенным бизнесменом": законопроекты не пишет, в Госдуме не появляется.
"Надо иметь в виду и внутривидовую борьбу внутри партии власти, - подчеркивает Михаил Емельянов. – Мандат – лакомый кусок, и ждать 4 года, чтобы получить его, никто не хочет. Поэтому когда оступился товарищ, тут же находится товарищ, который желает его подтолкнуть дальше".
Исход до перевыборов
Однако Вадим Соловьев убежден, что инструмент массового исхода депутатов власть все равно будет держать в уме. "Если внимательно посмотреть список "Единой России", то две трети – это люди бизнеса. Если назреет запрос общества, с ними разговор будет короткий: сдай мандат – и тогда дума будет нелегитимной, будут перевыборы", - считает он.
Однако пока такой задачи не стоит, говорит Алексей Макаркин: "сначала надо принять новый закон о выборах в Думу, решить вопрос о блоках, понять, кто будет баллотироваться в одномандатных округах" – это в случае перевыборов. О роспуске же парламента не может быть речи, уверен он: все основания для этого в Конституции прописаны.
"Вотум недоверия правительству? В таком случае президент встанет на сторону правительства. Трижды отклонить кандидатуру премьера, предложенную президентом? Не знаю такого российского парламента, который сделает это. И кого тогда должен предложить президент? Навального?" – рассуждает Макаркин.
И потом, не факт, что новые депутаты будут лояльнее старых "и также послушно выкинут Пехтина, поаплодируют героическому поступку и не спросят, зачем они заслуженного ветерана выпроваживают из парламента". А так президент вполне может возложить на Думу ответственность за какие-то решения и все обвинения. И вообще, добавляет Танаев, в этом смысле у Кремля "гораздо больше противоречий с правительством", нежели с Госдумой.
2013ФедеральныеФедеральный уровень