У известных петербургских оппозиционеров Андрея Пивоварова и Натальи Грязневич прошли обыски в рамках дела о московских беспорядках в мае 2012 года. После допроса их встречали два десятка активистов. Вскоре стало известно о готовящейся голодовке протеста.
Члену Координационного совета оппозиции Андрею Пивоварову и активистке «Гражданской ответственности» Наталье Грязневич сегодня не дали досмотреть утренние сны. Около 6.30 к ним в гости пожаловали следователи ГСУ СКР по Москве. После этого в квартирах петербургских оппозиционеров прошли обыски.
Вскоре стало известно, что речь идет о расследовании так называемого «болотного дела». И Пивоваров, и Грязневич 6 мая 2012 года ездили в Москву на акцию оппозиции под названием «Марш миллионов», завершившуюся дракой с ОМОНом и уголовным делом, в котором пока 21 фигурант, 14 из них находятся под стражей, а один уже осужден на 4,5 года лишения свободы.
Однако позже выяснилось, что следователей интересовала и другая тема – участие обоих петербургских активистов в знаменитом семинаре для российской оппозиции в Литве, о котором рассказывается в фильме НТВ «Анатомия протеста – 2». Напомним, именно эта история стала поводом для уголовного преследования Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева.
По словам Пивоварова, в ходе обыска у него ничего изъято не было. В свою очередь, как сообщила корреспонденту «БалтИнфо» Наталья Грязневич, у нее изъяли некоторые личные вещи. Их обещают вернуть ближе к лету. Также изучили компьютер и телефон оппозиционерки.
«Создалось впечатление, что смотрели очень поверхностно. Если бы я хотела что-то утаить, я бы утаила», – отметила Грязневич. По ее словам, следователи вели себя интеллигентно, но предположили, что политическая активность девушки связана с тем, что она... до сих пор не замужем. Как известно, подобные предположения звучали и во время скандального обыска у Ксении Собчак, с тех успевшей обзавестись брачными узами.
После обыска обоих активистов доставили в петербургский центр «Э» (подразделение ГУ МВД по борьбе с экстремизмом, – прим. «БалтИнфо»), где они были допрошены в качестве свидетелей в рамках дела, возбужденного по статье 212 УК РФ («Организация массовых беспорядков»). Как стало известно «БалтИнфо», также допрошен был и активист левого движения Григорий Попов, принимавший участие в «литовском» семинаре.
Как рассказал Андрей Пивоваров, от дачи показаний по некоторым вопросам он отказался. В свою очередь Грязневич не стала обращаться за помощью адвоката и ответила на все заданные вопросы, но «без фанатизма». Более подробную информацию о содержании беседы активисты давать отказались, сославшись на взятую у них подписку о неразглашении. Однако, как стало известно корреспонденту «БалтИнфо», в числе прочего следователей интересовали фамилии других петербургских участников майского вояжа в Москву.
В общей сложности, по словам одного из организаторов той поездки Ольги Курносовой, в Москву ездило около 150 человек на трех автобусах. Примерно каждый шестой из них в итоге был задержан на площади Революции или на Болотной площади.
Курносова подчеркнула, что во время «первой волны» арестов по «болотному делу» следователи уже интересовались петербургскими участниками акции. «У нас парень ездил, который имеет постоянную прописку в Коми. Его трясли очень серьезно, и родителей, и девушку его», – отметила оппозиционерка. Она подчеркнула, что тогда правоохранителей в первую очередь интересовали «парни плотного телосложения».
К слову, в отношении самой Ольги Курносовой по «болотному делу» никаких следственных действий не проводилось. А на семинар в Литву она не ездила, так как после знаменитого уголовного дела о «контрабанде икры» не могла получить иностранную визу.
Приезд московских следователей в Петербург вызвал болезненную реакцию и в среде «системной» оппозиции. С самого утра тему утренних обысков подняли в ЗакСе.
Сторонник партии Михаила Прохорова Максим Резник проинформировал коллег о произошедшем в самом начале заседания, призвав всех «честных депутатов» взять под контроль расследование «болотного дела». В свою очередь спикер Вячеслав Макаров в беседе с журналистами подчеркнул, что «законопослушные граждане» в действия следственных органов вмешиваться не должны. А «эсер» Анатолий Кривенченко заявил, что ни о каком «болотном деле» не слышал и знает только «трубное».
И лишь у бывшего однопартийца Максима Резника – «яблочника» Бориса Вишневского – призыв нашел отклик. Обыски у Пивоварова и Грязневич он назвал «акцией устрашения» и пообещал обратиться по данному поводу в СКР. «Я потребую объяснений, зачем все это делается, зачем нужна была эта акция устрашения, зачем у таких законопослушных людей в 7 утра проводили обыски, тащили на допрос», – заявил депутат и завершил свою речь фразой: «Если смолчать, дальше придут за вами и нами».
Примерно те же слова в беседе с корреспондентом «БалтИнфо» повторил идеологический антипод Вишневского, известный националист и член Координационного совета оппозиции Николай Бондарик. Ему вместе с партнером по «Гражданскому комитету» Ольгой Курносовой пришла идея провести в Петербурге трехдневную «политическую голодовку» в знак протеста против «усиливающихся репрессий».
По словам Курносовой, именно сегодняшние обыски подтолкнули активистов к началу такой акции. В свою очередь Бондарик заявил, что в России уже насчитывается около 2 тысяч политзаключенных, среди которых ему особенно близки Квачков и Хабаров.
Начало голодовки намечено на 18 марта. Она будет проходить в штабе «Гражданского комитета» на Невском, 154. О готовности присоединиться к акции, по словам организаторов, уже заявили секретарь Правозащитного совета Петербурга Наталья Евдокимова и один из лидеров «Русской пробежки» Максим Калиниченко, недавно вышедший из СИЗО, в котором находился с 10 декабря 2011 года.
Для самих же Грязневич и Пивоварова, по их словам, приятным сюрпризом стало большое число сторонников, пришедших поддержать оппозиционеров к зданию центра «Э». «Когда еще только приехали сюда, уже на месте были наши ребята. Было очень приятно», – отметила Наталья Грязневич. При этом к моменту выхода оппозиционеров на волю у здания собрались уже около 20 человек.
Олег Саломатин
2013ФедеральныеСанкт-Петербург