Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина отметил свою годовщину очередным заседанием. Экс-министр финансов пообещал гражданам России перемены, правда, в течение 10-20 лет. Эксперты центра политических технологий заверили – большинство россиян выступают за европейский путь развития.
В честь первого года работы члены КГИ решили выслушать доклад о новом общественном договоре, составленный центром политических технологий. Это выступление предварялось речью Алексея Кудрина, который решил сразу обнадежить соратников.
"Перемены неизбежны", - констатировал он.
Все будет хорошо, но через 10-20 лет
Однако тут же признал и другое – активность гражданского общества властью чаще всего не приветствуется, поэтому люди чаще всего занимаются такими проектами неформально, а не организуют, например, НКО.
"Кампания по поиску иностранных агентов снизила доверие граждан к некоммерческим организациям, до этого оно росло. Это может привести к потерям финансирования из российских источников: спонсоры могут испугаться – а вдруг, мы не тех финансируем?", - продолжил политик.
Отсутствие механизмов взаимодействия власти и общества (в том числе и развитые институты гражданского общества) Алексей Кудрин связывает с "ресурсным проклятием" – во времена стабильно растущих нефтегазовых доходов власть решала все проблемы вливанием бюджетных средств.
"Если не будут приняты необходимые меры, то может произойти экономический упадок, это сделает изменения в обществе и политике более бурными, но менее управляемыми. Но за 10-20 лет мы обязательно перейдем к сбалансированной системе", - прогнозирует Кудрин.
Итог работы КГИ, по его словам, таков – комитет выпустил несколько альтернативных принятым властью законопроектов – например, о митингах и выборах губернаторов, принял 10 заявлений по острым вопросам. В регионах работают проекты, в том числе и школы для молодых депутатов. Алексей Кудрин пообещал подставить свое плечо и плечо КГИ журналистам и бизнесу.
"Мы не спринтеры, а марафонцы, наша дистанция только началась", - заключил лидер КГИ.
Система по образу ГДР
Доклад центра политических технологий, по словам его руководителя, политолога Игоря Бунина, должен "развенчать представление о том, что общество не желает европейского развития". В доказательство этому эксперт привел цифры из опроса, сделанного Левада-центром специально для доклада: 100% россиян не хотят запрета выезда за границу для кого бы то ни было, а 38% уверены, что страна должна развиваться по европейской модели. Правда, сторонников жесткой руки в стране – 17,6%.
"Но это может быть реакцией на происходящее в стране, перед перестройкой тоже были популярны портреты Сталина, как противовес эпохе Брежнева", - привел пример Бунин.
Он добавил, что "путинская субкультура" постепенно съеживается, и общество уже не вернется к состоянию, в котором оно пребывало до 2011 года, года начала массовых протестов. Политолог указал, что согласно опросам, далеко не у всех законопроектов так называемой консервативной волны (законы о митингах, об иностранных агентах, о клевете, запрете мата в СМИ и законе Димы Яковлева) достаточно сторонников.
"Исключение – закон о запрете мата в СМИ. Видимо, мы предпочитаем выражаться устно", - пошутил Игорь Бунин.
Закон о митингах и вовсе не поддерживает большинство россиян. Складывающуюся политическую систему эксперты центра политтехнологий называют "гдровской" – партий в стране несколько, но все они в той или иной степени поддерживают власть, "не посягают на основы".
"Это происходит в добровольно-принудительном порядке и заменяет систему основной партии", - уверен Бунин.
Со стороны власти он отмечает движение назад, к советскому прошлому – отсюда и возвращение символов этой эпохи – звания Героя Труда, норм ГТО и единого учебника истории.
Новый договор
Председатель правления центра политтехнологий Борис Макаренко рассказал о "кластерах общества". 20,5% составляют путинские консерваторы, которые поддерживают любое начинание власти, 22,8% - умеренные прогрессисты, которые хотят верить, что власть завтра сделает лучше, 18,5% - активные лоялисты, которые выступают за власть, жесткую руку, но видят, что все вокруг плохо.
Следующие две группы власть не поддерживают – это принципиальные оппозиционеры (18,9%), среди которых есть и сторонники КПРФ, ЛДПР, и демократы-нигилисты (19,4%).
Политолог добавляет, что у Кремля могут возникнуть проблемы с прогрессистами и лоялистами – первые ждут смягчения, вторые - ужесточения курса. Сделав шаг в сторону одной из групп, власть начнет терять поддержку другой.
По словам вице-президента центра политических технологий Алексея Макаркина, возможности коллективных действий в российском обществе невелики. Одна из причин – в недоверии к общественным институтам и организациям.
"Но люди и не верят, что могут что-то изменить в политике. Однако по поводу неполитических вопросов – ЖКХ, трудовых отношений, они придерживаются иного мнения", - указал политолог.
Выход из ситуации эксперты видят в формировании в России нового общественного договора. Для этого должно быть сделано несколько шагов. В их числе – отмена муниципальных фильтров на выборах губернаторов, возможность создания блоков на выборах. Власть в России нужно деконцентрировать, при этом сама страна должна остаться президентской республикой.
"С реальным разделением властей", - уточнил Макаркин.
Одно из главных условий нового договора – формирование в России сильной и ответственной оппозиции.
2013ФедеральныеФедеральный уровень