Митинг оппозиции на Болотной площади в Москве собрал около 20 тысяч человек, хотя организаторы называли цифру в 50 тысяч. Задержаны за различные нарушения шестеро. Мероприятие могло сорваться: сегодня при монтаже сцены погиб один из активистов. Собравшиеся в вечер рабочего дня люди плохо слушали ораторов, принесли мало плакатов, но уходили с акции неразочарованными.
Координационный совет оппозиции были настроены проводить марш, но ему не позволили.. В прошлом году шествие 6 мая закончилось столкновениями с полицией. Сейчас по так называемому Болотному делу арестовано 28 человек, их поддержка и была основной целью акции.
Однако, можно было подумать, что шествие все же есть: во всяком случае от метро к месту митинга шли довольно плотные колонны активистов. С учетом рабочего дня зрелище выглядело внушительно, тем более, что на Болотной уже стояло несколько тысяч человек.
Сцену, с которой должны были выступать ораторы, так и не достроили до конца. Утром при ее монтаже погиб рабочий, в результате оппозиционеры говорили с маленького грузовичка, который еле-еле был виден даже с рядов, стоявших неподалеку. Большей части собравшихся происходящего на сцене было не видно и не слышно. Кажется, это никому и не требовалось: люди общались, переходили от одной группы знакомых к другой. К большинство не стремилось, в руках активистов было немного флагов и транспарантов. Львиную долю наглядной агитации составляли антивластные лозунги.
В толпе сновали крепкие молодые люди, походившие на футбольных фанатов. С остальными митингующими они не общались, речевки не поддерживали, в чем была цель их визита на митинг – осталось загадкой.
Достаточно внимательно люди слушали родственников узников Болотного дела, хлопали читавшему со сцены стихи актеру Александру Филлипенко. Возможно, и потому, что его хорошо поставленный голос, несмотря на слабое усиление звука, разносился надо всей площадью.
Отлично было слышно и журналиста Олега Кашина, который решил не произносить речей, а спеть песню "Гражданской обороны" "Все идет по плану". Видели исполнителя только люди с первых рядов, остальные слышали то ли рев, то ли вой, то ли бурчание.
"Давай считать, что ничего этого не произошло, мы ничего не слышали", - здраво рассудил политолог и преподаватель одного из университетов (имя исполнителя в это время мы не знали).
Явку он оценил примерно в 10-15 тысяч человек. Со сцены звучали другие цифры – 30 и даже 50 тысяч. Возможно, если считать всех пришедших что-то около 25 тысяч могло и наскрестись – в толпе царило броуновское движение, кто-то приходил, кто-то уходил. Одномоментно на площади находилось примерно 15 тысяч.
Иногда имена выступающих не были слышны даже ближним рядам: например, со сцены начала говорить актриса Лия Ахеджакова.
"Это Чирикова, кажется, голос точно ее", - предположила моя соседка в толпе.
Вскоре интерес к выступлениям исчез почти полностью. Куда больше внимания привлекли, например, называющие себя православными активистами Дмитрий Энтео со товарищи. Они раскидывали в толпе листовки и успели схлестнуться с кем-то из участников митинга. Окружающие Энтео явно не сочувствовали и попытались насильно отвести его к полицейским.
"Православных бьют!", - завопила женщина из его группы.
Энтео начали таскать по площади, так как покидать акцию он явно не хотел. В толпе начали звучать призывы скинуть Дмитрия Энтео в реку. В результате помятый активист был сдан полиции и выдворен за ограждения. Многие зрители этого экшна после его завершения предпочли покинуть митинг.
Внимательнее всего слушали Алексея Навального: толпа аплодировала и скандировала вместе с ним речевки. Однако впечатление это было несколько обманчивым: активно себя вели сгрудившиеся около сцены 2,5-3 тысячи человек, чуть дальше люди стояли уже совсем редко. Как только Навальный закончил речь народ хлынул с площади. Со сцены звучала песня "Стены рухнут", ее исполнителям помогали Кашин и Дмитрий Быков.
На Большом Каменном мосту толпа делилась: кто-то шел в сторону метро Октябрьская, кто-то в сторону Боровицкой. То есть, через год участникам акции 6 мая фактически удалось задуманное: они шли к Кремлю. Двигались митингующие, правда, по узкому коридору, одной стеной которого был ряд полицейских. Но в этот раз, в отличие от событий год назад, люди даже не заметили несколько авто с мигалками и номерами АМР, проехавших мимо них.
2013ФедеральныеМосква