Верховный суд отказал адвокату Расулу Кадиеву в принятии его заявления об обжаловании поправок в Конституцию Дагестана, отменивших прямые выборы главы республики. Кадиев намерен обращаться с заявлением в вышестоящие инстанции.
«Кавказский узел» писал о том, что вчера, 7 мая, Кадиев подал в канцелярию Верховного суда заявление с просьбой признать недействующим республиканский закон «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан», отменивший прямые выборы главы региона. Закон был принят 18 апреля и подписан врио главы республики Рамазаном Абдулатиповым 29 апреля.
Кадиеву было отказано Верховным судом в принятии заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданско-процессуального кодекса, пояснила корреспонденту «Кавказского узла» руководитель пресс-службы Верховного суда РД Зарема Мамаева.
Согласно ГПК, суд может отказать в принятии заявления, в частности, в тех случаях, когда оно не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства или когда в нем «оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя».
По словам Заремы Мамаевой, в течение 15 дней со дня его вынесения на определение Верховного суда может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию.
«С мотивировкой принятого решения можно ознакомиться на сайте ВС РД. Текст определения будет там размещен в ближайшее время», - добавила руководитель пресс-службы ведомства.
В ходе итогового электронного голосования по законопроектам "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан" и "О порядке избрания главы Республики Дагестан депутатами Народного собрания Республики Дагестан" за них проголосовали 74 депутата, против - 9, воздержались – 3. В числе поддержавших выборы главы Дагестана через республиканский парламент - депутаты от "Единой России", "Справедливой России" и "Правого дела", против высказались представители КПРФ и партии "Патриоты России".
Если учитывать, что иногда в Верховном суде «одно решение невозможно получить на руки в течение месяца», это определение суда оказалось «гениально быстрым», сказал корреспонденту «Кавказского узла» Расул Кадиев.
«Что делать дальше, я решу после того, как получу на руки текст определения. Либо подам жалобу в Верховный суд России, либо переадресую то же самое заявление в Конституционный суд», - рассказал Кадиев.
По мнению адвоката, отказ Верховного суда был вполне ожидаем. «Практика показывает, что судьи боятся рассматривать подобные дела. Скорей всего, мне откажут в принятии заявления к производству, придется подавать дальше», - заявил он.
В то же время адвокат считает, что его заявление могло бы помочь администрации президента Дагестана выйти из тупика, в котором она оказалась в результате слишком поспешного принятия закона об отмене прямых выборов.
«В законодательстве у нас пробел - нет такой нормы, которая регламентировала бы назначение дня избрания президента. Единый день голосования, 8 сентября, предназначен для всенародных выборов, а наш случай, когда главу выбирает парламент, никак не регламентирован. Москва требовала принять этот закон, отменяющий прямые выборы, и наши парламентарии с таким рвением кинулись исполнять, что напортачили», – сказал он.
Проводить процедуру избрания главы республики «8 сентября, в день выборов в 50 муниципалитетах, было бы политической ошибкой», пояснил Расул Кадиев.
«В этот день депутаты и вообще весь политический бомонд не смогут находиться в Белом доме - они все будут на избирательных участках. Они ведь не смогут допустить, чтобы народ сам голосовал. Этот процесс ведь надо контролировать», – сказал он.
Кроме того, по мнению Кадиева, сейчас администрации главы Дагестана нужна «хоть какая-то определенность». «Какие три кандидатуры президент России направит в Народное собрание - еще неизвестно. В этой ситуации Абдулатипову было бы выгоднее пойти на всеобщие выборы, у него ведь неплохой рейтинг», - считает Кадиев.
"Глава Дагестана избирается депутатами Народного собрания из числа трех кандидатов, представленных президентом РФ. Представление президента РФ рассматривается депутатами в течение 20 дней со дня внесения президентом РФ", - говорится в новой редакции закона "О порядке избрания главы Республики Дагестан депутатами Народного собрания".
Расул Кадиев заявляет, что текст принятого в парламенте закона отличается от того, что был в итоге подписан. Кроме того, по мнению адвоката, законопроект не прошел обязательную экспертизу в Общественной палате Дагестана.
Правовое управление Народного собрания Дагестана не готово прокомментировать заявление адвоката Расула Кадиева о нарушениях, допущенных при принятии поправок в Конституцию республики. «Обратитесь к руководителю аппарата Народного собрания», - посоветовала корреспонденту «Кавказского узла» зампредседателя Правового управления Алиева, признавшись, что ничего не знала о заявлении Кадиева.
«Надо сначала посмотреть, что за заявление, и вообще, правомочно ли это лицо это заявление писать, - сказала она. - Экспертиза в Общественной палате - необязательная процедура».
«Кавказский узел» пока не располагает комментариями руководителя аппарата Нацсобрания Дагестана Сергея Мирошкина относительно заявления Кадиева.
Сроки непрямых выборов не регулируются федеральным законодательством, поэтому не имеют отношения к единому дню голосования, и связаны лишь с окончанием полномочий глав Дагестана и Ингушетии, заявил вчера, 7 мая, секретарь Центризбиркома России Николай Конкин. При этом ЦИК готов оказать помощь в разработке плана голосования по утверждению региональными парламентами кандидатур глав Дагестана и Ингушетии 8 сентября, сказал в свою очередь замглавы ЦИК Леонид Ивлев.
2013РегиональныеДагестан