Протестный задор москвичей угас, спокойно-доброжелательное отношение к Путину восстановилось. За него даже вновь готовы голосовать, причем прямо сейчас. Равно как и за нынешнего градоначальника Сергея Собянина. Таковы итоги опроса фонда «Общественное мнение», представленные на прошлой неделе и чрезвычайно порадовавшие власть.
Пятьдесят против двух
Важный итог раз — половина москвичей готовы голосовать за действующего президента. Потеря двух столиц на прошлых выборах была одной из главных досад корпуса ответственных за избирательные предпочтения.
Восстановление половины — величины, важной даже не столько электорально, сколько психологически, — в сытом, продвинутом, а потому более скептичном и менее лояльном столичном мегаполисе — это результат.
Важный итог два — из определившихся с выбором 62% проголосовали бы за Путина, если бы он избирался в следующее воскресенье. Выглядит солидно, но стоит также отметить, что в следующее воскресенье Путин не избирается. Иными словами, это ренессанс духа и фиксация восстановленного, но над будущим еще предстоит работать.
Примечательный итог — за Путиным следует либерал Михаил Прохоров, но с большим отрывом: против путинских 50% он имеет 11, против 62% — 14.
Очевидно, эта цифра — не Прохоров как Прохоров, прекрасный и притягательный, а альтернативный символ либерального сегмента: не Путин, не коммунист, не маргинал. То есть Прохоров — это не Прохоров. А вот Путин — это Путин. В отсутствие синонима, претендента и конкурента.
Цифра важная три — симпатии к мэру Сергею Собянину, который, конечно, член команды Путина. Вот он в отличие от самого Путина должен пойти на выборы относительно скоро. То ли в 2014 году, совместив с кампанией в Мосгордуму, то ли в 2015-м, как определено по плану.
Думается, все будет зависеть от того, как все упомянутые цифры поведут себя дальше. Да и вообще как столица в целом поведет себя дальше по настрою и настроениям. Недаром эксперты отмечают, что нынешний год, видимо, будет социально спокойным, возможны лишь локальные вспышки проблем. А вот 2014-й — как раз через подготовку и проведение выборов в столичный парламент — и определит динамику общественных настроений в крупных преуспевающих центрах. То есть кампанию и ситуацию либо потребуется «придавить» авторитетом, либо кандидаты справятся сами, культивировав то политическое поле, которое сделает представительный орган власти столицы эффективным, адекватным и приемлемым как для разных групп москвичей, так и для разных групп власти.
Пока с точки зрения властных планов Москва выглядит неплохо: треть опрошенных готовы проголосовать на выборах в Мосгордуму за «Единую Россию». Однако этот показатель вдруг могут счесть недостаточно убедительным, решив поднять его, скажем, до двух третей. А это уже совершенно другой подход и к людям, и к технике.
Сам Собянин, если выборы проходят в это воскресенье, половины голосов москвичей еще не набирает (лишь 46%), но, с другой стороны, есть над чем работать. Следующим за ним идет с большим отрывом опять же Михаил Прохоров (9%), что в целом для него тоже пока неплохо, поскольку в последние месяцы он не так чтобы уж был сильно активным. Очевидно, пытаясь понять, уместно ли уже ему таковым становиться и к чему эта его заметность может привести в будущем. Сейчас уже есть основания полагать, что активность его возрастет. А вот Алексей Навальный — особая, видимо, радость власти — имеет в Москве всего 2% готовых за него проголосовать здесь и сейчас.
Потом и по-другому
Все эти полученные цифры, можно сказать, вдвойне придали оптимизма политикам и федерального, и городского уровня, поскольку обнародованы были между пиковыми событиями прошлого года, ставшими в некотором роде переломными и для властителей, и для оппозиционно настроенных граждан.
6 мая и 12 июня — и затем волна протестов пошла на нет. Не без помощи, конечно, властей, сделавших борьбу с инакомыслием одним из центральных пунктов внутриполитической повестки дня на весь год. Не без помощи естественного хода вещей — накал протеста не держится месяцами и тем более годами, если только это не затяжная позиционная война. В иных ситуациях это противоестественно самой человеческой природе. Сегодня в Москве войны нет. Плюс к этому элементарный человеческий страх быть задержанным. Плюс ловкая дискредитация потенциально опасных и/или притягательных фигур, которая, увы, еще продолжается. Плюс собственная грызня в оппозиции, помноженная на какую-то идеологически-технологическую слепоту. Повестка дня многих последующих выступлений и шествий была столь несуразна и эклектична, что от более рассерженных протестующих отшатнулись другие протестующие, просто чуть менее рассерженные.
Итог года: не сейчас, не так, не с теми. Власть пирует на тризне и взирает на восстановленную безмятежность политического пространства.
И все же природу этого спокойствия социологам, а политикам тем более, еще предстоит изучить. Как минимум чтобы понять, сколь рукотворна, а сколь естественна обретенная безмятежность.
Покой бывает разным: могильным, когда кругом лишь тлен и вечность; угрожающим, как перед новой бурей; осознанным, когда есть понимание, что методы «революционной борьбы» по тем или иным причинам исчерпаны. Мудрость будет в том и заключаться, чтобы изучить основы полученных цифр и посмотреть в будущее. Тем более условия жизни в Москве за последние два года (читай, без Лужкова, хотя фамилии в вопроснике нет) не изменились: такой ответ дают 44% опрошенных и зимой, и весной. Что условия «улучшились», считают сегодня 27%.
Кстати, сами проблемы, волнующие город, а главное — шкала расставленных приоритетов свидетельствуют о том, что недовольство разлито в воздухе по-прежнему. Причем, судя по темам, это самое потенциально взрывоопасное недовольство. Четыре ключевые темы для столицы: цены, коммуналка, мигранты, коррупция в среде силовиков и городских бюрократов.
Славно будет, если власти это разглядят, осознают и попробуют эти накопленные проблемы немного уменьшить в объеме не только через репрессивно-административное воздействие, но и с помощью более творческих подходов.
2013ФедеральныеМосква