В Петербурге суд отклонил жалобу партии "Яблоко" об отмене итогов выборов в городской парламент на пяти временных участках, следы которых не удалось обнаружить ни кандидатам от оппозиции, ни наблюдателям. Партия не смогла убедить суд, что участки существовали только на бумаге, тот в итоге разделил точку зрения ТИК.
В четверг Невский районный суд Петербурга отказал в жалобе федеральному "Яблоку", требовавшему отменить решения ТИК № 5 о создании пяти временных участков на выборах в заксобрание города 4 декабря 2011 года и итоги голосования на них, а результаты по 38 округу пересчитать.
Интересы "Яблока" в суде представлял кандидат в депутаты Анатолий Биниенко, который лично посетил все пять адресов, указанных в решении избиркома, и не обнаружил следов голосования. Признаки выборов не смогли найти ни наблюдатели от "Яблока", представившие в суд соответствующие акты, ни кандидат от КПРФ Алексей Стариков. В результате "участки-фантомы" (№ 1237-1239, 1850, 1851), как считают в "Яблоке", принесли несколько тысяч голосов другим партиям, а победа на территории досталась единороссу Константину Серову, недавно назначенному главой Невского района. Источник Firstnews, близкий к администрации района, заявил, что уже в декабре 2011 года поговаривали, что именно он станет председателем отделения "Единой России" в Петербурге, а потому была команда любыми способами обеспечить ему прохождение в парламент.
Анатолий Биниенко, узнавший адреса временных участков после обращения в ТИК, рассказал суду об итогах своей инспекции. Так, один из них был образован по просьбе ЗАО "Племенной завод "Приневское", зарегистрированном в деревне Новосаратовка Всеволожского района соседней Ленинградской области. Второй участок по бумагам был создан в 9-этажном жилом доме, где экс-кандидат вообще не обнаружил каких-либо нежилых помещений.
По третьему адресу находился гаражный кооператив, по четвёртому - предприятие "Сантрест Санкт-Петербург" (по данным самим "яблочников", там работает 700 работников, при этом было выдано 2700 бюллетеней). В обоих случаях охранники сообщили, что "никакого голосования здесь нет", рассказывал экс-кандидат суду. Что касается участка, созданного по просьбе ООО "РСУ Невское", то его "яблочник" также не нашел.
- Вы говорите, что разговаривали с вахтером. Так приведите его сюда, скажите его имя-отчество! – потребовала от бывшего кандидата представитель ТИК № 5.
- Где же я теперь его разыщу? – недоумевал "яблочник".
Судья Елена Крестьянова расставила точки над i, дав понять, что для суда приоритетнее участки, которые существовали на бумаге.
- Давайте говорить об участках, которые были указаны в документах! Здесь стоит представитель ТИК, которая знает, где были эти участки в соответствии с решением комиссии. Ладно бы вы вместе ходили по этим участкам и могли сказать: "Помните, мы заходили сюда и сюда?". Но этого же не было! – вмешалась она.
"Яблочник" также указал, что по городскому закону решение о создании временных участков должна принимать администрация района, а не ТИК. Его оппонент пояснила, что решение было принято по согласованию с горизбиркомом: ТИК имеет на это право по закону о выборах депутатов Госдумы, которые в Петербурге были совмещены с кампанией в городской парламент. Участки были созданы по просьбе гендиректоров предприятий, добавила представитель ТИК. В "Яблоке" же утверждают, что только в одном из пяти заявлений было указано количество сотрудников.
- Нас обвиняют в том, что люди искали эти участки и не нашли. Хочу сказать, что от других партий такой информации не поступало, - сказала она.
Если заявители считали комиссию предвзятой по отношению к "Яблоку", ничего не мешало им обратиться напрямую в горизбирком, добавила член ТИК. Наконец, экс-кандидат, узнав о формировании спорных участков 29 ноября, мог, с ее слов, заранее договориться с руководством предприятий, чтобы его пустили на участки в день голосования. Когда же Анатолий Биниенко спросил, как она объяснит факт создания участка в жилом доме, в то время как по закону временные участи могут образовываться только на предприятиях с непрерывным циклом производства, его оппонент ответила:
- Участки находились в том месте, где работали предприятия.
- В какой парадной или на какой лестничной площадке происходило голосование, вы можете сказать?
- Участки находились по адресам, которые были указаны в решениях ТИК, - повторила член ТИК.
Прокурор в свою очередь заметила, что тот факт, что участки не всегда располагались по юридическим адресам (как с "Племенным заводом "Приневское"), закона не нарушает.
Все заседание заняло меньше часа, прений как таковых не было. В том, что решение будет не в пользу "Яблока", никто не сомневался. Когда судья удалилась в тайную комнату, один из слушателей сказал экс-кандидату, что он не представил никаких доказательств, нужно было как минимум истребовать через суд данные из Пенсионного фонда о количестве сотрудников предприятий, чтобы сравнить их с числом выданных бюллетеней. От комментария не удержалась и прокурор: "Доказать что-либо можно только документами, а не словами какого-то вахтера".
Спустя несколько минут судья объявила о решении – в жалобе партии "Яблоко" отказать. Вопрос об апелляции пока остается открытым, сказал Firstnews Анатолий Биниенко.
Нюанс
По данным "яблочников" и независимых наблюдателей, в декабре 2011 года липовых участков в Петербурге было около 40. На президентских выборах в марте 2012 их насчитывалось уже порядка 70.
2013РегиональныеСанкт-Петербург