Выборы мэра в Воронеже и Екатеринбурге, где с дистанции не были сняты сильные кандидаты от оппозиции, «демонстрируют этот якобы новый курс на конкурентность», - сказал в интервью «Клубу Регионов» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов. Однако в целом по стране курс на легитимность выборов – «это имитация конкуренции без шансов на сменяемость», уверен политолог.
«Клуб Регионов»: Губернатор Алексей Гордеев пригрозил увольнением чиновникам, которые оказывают давление на избирателей. Насколько призывы главы региона к честным выборам согласуются с реальной предвыборной обстановкой в городе?
Владимир Слатинов: Понимаете, вообще ситуация у господина Гордеева довольно сложная. Дело в том, что кампания по выборам мэра (Воронежа) от власти потерпела довольно серьезную ломку сценария. Первоначально от власти, при очевидной поддержке Гордеева, выдвинулся бизнесмен Геннадий Чернушкин, а буквально за полтора с лишним месяца до выборов господин Чернушкин снял свою кандидатуру. До сих пор до конца неизвестны все обстоятельства, почему это произошло. Тем более что многие социологические службы показывали, что Чернушкин с трудом, но набирал рейтинг. С июля в качестве кандидата от власти в кампанию вошел заместитель губернатора Александр Гусев. У господина Гусева главная проблема заключалась в том, что до окончания кампании оставалось чуть более полутора месяцев, а рейтинг его узнаваемости был близок к нулю. И в общем выборы превратились в большую проблему для Алексея Васильевича (Гордеева), потому что раскрутить даже статусного кандидата за полтора летних месяца практически невозможно.
«КР»: Что остается губернатору?
Слатинов: Понятно, что цейтнот, в котором оказались Гордеев и его кандидат, приводит к тому, что, конечно, используются все методы, которые только возможны для раскрутки господина Гусева. Мы видим, что кампания со стороны власти идет довольно активно. Господин Гусев появляется во всех воронежских СМИ. Он практически «говорит из утюга». И это совершенно естественно. У Гордеева просто нет выбора. Если он хочет победы, то сейчас нужно максимально мобилизовать административный и информационный ресурсы.
«КР»: А вообще у Гусева есть шансы на победу?
Слатинов: Шансы у Гусева есть. Потому что главным фактором здесь является то, что ему противостоят два кандидата из оппозиции: это довольно известный в Воронеже политик Галина Кудрявцева, выдвинутая «Альянсом зеленых», которая имеет имидж борца за справедливость и за правду уже на протяжении многих лет, и коммунист Константин Ашифин. Они оба имеют довольно высокий рейтинг, свой устойчивый электорат, но могут работать и на его расширение. И вот это отсутствие одного фаворита от оппозиции все-таки открывает для Гусева форточку возможностей. И я думаю, что губернаторская команда будет максимально в оставшееся время стараться, чтобы в условиях однотурных выборов оппозиционный электорат раскололся между Кудрявцевой и Ашифиным, и на этом фоне мобилизация, в том числе административно зависимого электората, сыграла в пользу Гусева.
Но дальше гипотетическая победа Гусева сразу поставит вопрос о легитимности. И вдруг мы видим, что проблему легитимности осознали в Кремле. Ведь целый ряд избирательных кампаний в прошлом году, особенно губернаторских, могут быть описаны как победа кандидатов от власти ценой делигитимации. И мы видим, что в пятницу господин Володин (Вячеслав Володин – первый замглавы администрации президента. – Прим. «КР») теперь уже обозначил проблему легитимности как важную и требующую решения.
«КР»: А губернаторы, в том числе Гордеев, обязаны следовать этому курсу на легитимность…
Слатинов: Но тут еще важный момент: у Гордеева у самого выборы в следующем году. И, с одной стороны, ему нужна победа Гусева, потому что проигрыш будет очень серьезным ударом по его (Гордеева) политическим позициям, особенно на фоне истории с Еланским медно-никелевым месторождением. С другой стороны, довольно серьезным ударом будет и скандальность кампании, если победа Гусева не будет восприниматься как легитимная. И поэтому Алексей Васильевич действует так, как и должен в этой ситуации: он пытается продемонстрировать внешне, что административный ресурс не будет применяться масштабно и гипотетическая победа Гусева будет относительно честной и в целом выборы будет честными, а следовательно, легитимными. Можно предположить, что тем самым Гордеев дает сигнал в Кремль, что выполняет установку на легитимацию. Тем самым, демонстрируя себя как гаранта этих относительно честных выборов без мощного административного ресурса, Гордеев улучшает свой собственный имидж накануне собственной избирательной кампании.
«КР»: Если сравнить Воронеж с другими регионами, где также готовятся к выборам на различных уровнях, насколько конкурентной и демократичной выглядит воронежская кампания?
Слатинов: Россия, как известно, большая. Поэтому выборов в единый день голосования даже слишком много и единый тренд уловить сложно. Но кампания по выборам в Воронеже значима. Во-первых, потому, что это город-миллионник. Во-вторых, ситуация также отличается и от губернаторских выборов, где Кремль совершенно однозначно воздействует на них так, чтобы не просто не допустить победу оппозиции, но исключить даже вторые туры. Поэтому мы видим решения по Владимирской области, по Забайкалью, где участие кандидатов от «Гражданской платформы» стопроцентно давало вторые туры. То есть все блестящие заявления Володина о просторах демократии – это все ерунда.
С этой точки зрения выборы как в Воронеже, так и в Екатеринбурге, как значимые электоральные события, на фоне губернаторских кампаний и на фоне кампаний в целом ряде других регионов и целом ряде муниципальных образований, где статусные и ресурсные кандидаты снимаются избиркомами, стоят особняком. Потому в этих городах ключевых оппозиционных кандидатов не сняли. Но обратите внимание, что в обоих городах ситуация сформировалась так, что у оппозиции есть два фаворита: в Екатеринбурге это Ройзман (кандидат от «Гражданской платформы». – Прим. «КР») и (эсер) Бурков, а в Воронеже это Ашифин и Кудрявцева. Но и здесь тоже есть разница: дело в том, что в Екатеринбурге выбирают сити-менеджера, и на самом деле эти выборы там имеют больше символическое значение. В Воронеже выборы имеют более серьезное значение, потому что там мэр – это глава администрации.
Я бы сказал, что Воронеж и Екатеринбург избрали в качестве образцово-показательных городов, где выборы демонстрируют этот якобы новый курс (на конкурентность). Но еще раз повторю: раздробленность электората между двумя оппозиционными фаворитами в условиях однотуровых выборов создает возможности для кандидатов от власти, и есть довольно высокая вероятность того, что они проскочат. Я бы сказал так: то, что предлагает Володин, – это имитация конкуренции без шансов на сменяемость.
2013МестныеВоронежская область