CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Кто станет «рабом на галерах» после Владимира Путина? По всем признакам начался кастинг на должность преемника президента. Аналитический обзор и мнения экспертов о потенциальных кандидатах

 
Кто станет «рабом на галерах» после Владимира Путина? По всем признакам начался кастинг на должность преемника президента. Аналитический обзор и мнения экспертов о потенциальных кандидатах

(5.09.2013)
Похоже, что альянс Путин-Медведев скоро окончательно распадется и во главе правительства будет новый человек. Эксперты отмечают, что в последнее время Дмитрий Медведев становится все менее заметным на политической арене государства и вскоре, вероятно, вообще скроется в тени.

В самом деле, чем занимался президент Владимир Путин в последние августовские дни? На самолетах, вертолетах, автомашинах колесил по затопленному небывалым наводнением Дальнему Востоку – Хакассии, Хабаровскому краю, Амурской области, Еврейской автономии. Решал на совещаниях жизненно важные вопросы. Именно важные для жизни сотен тысяч людей, попавших в большую беду.

С ним были и все основные министры, что ускоряло работу, делало ее предметной и конкретной. Когда и как будут восстанавливаться разрушенные дома, где людям жить, пока их будут строить, как сушить промокшие насквозь здания, в которых пострадавшим предстоит зимовать? Как обеспечить эти сотни тысяч людей питанием: практически весь урожай нынешнего года погиб, скот или утонул, или его все равно придется пускать под нож – кормов-то нет. Как организовать учебу детей? Сколько потребуется денег на восстановление разрушенного стихией, где их брать? Да и много еще подобных вопросов обсуждалось и тут же, на месте, решалось. Это была большая, но необходимая и архиважная для дальневосточных регионов работа.

А что делал в эти дни председатель правительства? Дмитрий Медведев посетил типографию Гознак, где ему показали карточку, которая должна к 2030 году заменить российский паспорт. Премьер карточку одобрил. Посетил выставку МАКС, где любовался авиашоу и посидел в кабине нового вертолета. Поздравлял газовиков с их профессиональным праздником и вручал им награды. Писал очередной видеоблог, в котором поздравлял всех с началом нового учебного года.

Казалось бы, все должно было бы быть наоборот. Это президент страны мог бы посетить международный авиакосмический салон, поздравлять газовиков, вручать награды, отмечать вместе с учителями, студентами и школьниками начало учебного года. А премьер бы решал хозяйственные вопросы в бедствующих регионах. При необходимости советовался бы с президентом – с помощью любимого им навороченного айфона или других средств связи, имеющихся в его распоряжении. Поскольку по определению – глава правительства больше хозяйственник, чем политик, и это его министры должны вести основную работу. А президент – политик.

Но у нас получилось как-то так, что именно Владимир Путин взвалил на себя весь груз и политического, и экономического управления страной. Зачастую в ручном режиме. Замкнул на себя весь круг проблем – от международных, глобальных для страны, для отдельных отраслей до частных, житейских, волнующих конкретных людей – предпринимателя, который не может избавиться от посредников, учительницы, которая не может попасть на прием к местному мелкому бюрократу. И он решает их проблемы. Путин сам приковал себя к этой галере, которая называется государством.

Но быть «рабом на галерах» утомительно. Тем более что это длится годами. Владимир Путин вправе рассчитывать на то, что найдется человек, который если не возьмет на себя, то хотя бы разделит с ним этот труд. Нужен тот, кто способен принимать решения в масштабах страны и нести за них ответственность, не сваливая ее на президента. В правительстве сейчас у него такого человека нет. Возможно, это, – пока он полон сил, энергичен, здоров, – его устраивает. Поскольку он привык быть первым и единственным. Не случайно же до Медведева премьером был Михаил Фрадков, за ним финансовый разведчик Виктор Зубков, и тогда правительство называли «техническим». Похоже, что такая же роль отведена и кабинету министров Дмитрия Медведева. Но, по мнению ряда экспертов, эта эпоха в стране заканчивается. Уже в ближайшее время Владимиру Путину во главе правительства может понадобиться человек, который будет способен заменить его самого и на президентском посту.

Конечно, до окончания президентского срока Владимира Путина еще более пяти лет, и о преемнике он, как сам заявляет, пока не думает. Причем не исключает, что может пойти и на второй срок. Предполагать, что у президента в мыслях на самом деле – пустое занятие. Тем не менее, тема президентского преемника все больше занимает умы российских политиков. И не только их, но и наиболее крупный бизнес, и оппозиционную интеллигенцию, да и самые широкие слои общества. Потому что смена президента означала бы и вероятную смену многих процессов, происходящих сейчас в стране – политических, экономических, социальных. Или, наоборот, их сохранение. А вот об этом президент, как и любой руководитель государства, не думать не может. И не просчитывать возможные варианты смены руководства в стране, не приглядываться к тем, кто способен встать у руля, он тоже не может.

Вероятнее всего Владимир Путин заинтересован в сохранении нынешнего развития страны, поскольку сам его проводит и, понятно, считает его оптимальным. В таком случае ему нужен такой преемник, который бы не свернул влево или вправо, не разрушил выстроенные им схемы управления, а стал бы действительно продолжателем его дела. Обладал бы такими личностными качествами, которые наиболее ценит наш президент – умение быстро и четко анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения, придерживаться принципа равноудаленности в отношениях с подчиненными. Уметь отстаивать интересы России на международной арене. И, помимо всего прочего, быть лично преданным ему, Владимир Путину.

Политологи, исходя из кадровой политики Кремля, из того, кого Путин в последние годы ввел в свой круг, и даже из того, с кем он предпочитает проводить свободное время, вычленили ряд наиболее предпочтительных для президента преемников. Какое-то время в этом перечне лидировал Дмитрий Медведев. Казалось, что Путин и Медведев могут повторить тот зигзаг, который они совершили шесть лет назад, то есть поменяться местами. Не исключал до недавнего времени такой возможности и сам Медведев – на вопрос журналистов, будет ли он баллотироваться на пост президента в 2018 году, он ответил, что однажды уже был на этом посту, так почему бы ему вновь не «войти в ту же реку». Но, судя по последним событиям, Путин окончательно разочаровался в нынешнем премьере, и готовит ему замену. Вполне возможно, что стать еще раз президентом Медведеву вряд ли удастся.

Еще один кандидат, который у всех на слуху – экс-министр финансов Алексей Кудрин. Путин высоко ценит его как финансиста, вроде бы даже до сих пор советуется с ним. У Кудрина большой авторитет не только в стране, но и за рубежом. Именно он в свое время сформировал так называемую «стабилизационную подушку», которая позволила России относительно безболезненно пережить кризис 2008-2009 годов. Не исключено, что и сейчас, когда продолжается мировой экономический кризис, а в России стагнация и дефицит бюджета, когда не хватает денег на выполнение социальных обязательств, которые взял на себя Владимир Путин перед новым президентским сроком, Кудрин вновь вернется в правительство, но уже не министром, а премьером. Он действительно способен будет решить ряд серьезных вопросов, которые стоят сейчас перед президентом. К тому же премьерство может стать для него ступенью для участия в президентских выборах. К минусам его можно отнести лишь то, что, благодаря своей жесткости и постоянному стремлению к сокращению расходов на социальные статьи бюджета, в низших слоях общества он не пользуется популярностью. К тому же в отношениях с первыми лицами государства бывает неуступчив, отстаивая свою точку зрения, что приводит к конфликтам.

Что касается популярности, то наиболее велика она по-прежнему у Сергея Шойгу, нынешнего министра обороны, а до этого главы МЧС. У него имидж инициативного, принципиального, порядочного и честного руководителя – несмотря на коррупционные скандалы, случившиеся несколько лет назад в МЧС. Владимир Путин с ним в дружеских отношениях. Эксперты утверждают, что Шойгу был бы хорош во главе правительства в период, когда потребовался бы революционный, а не эволюционный путь развития. Или каких либо социальных потрясений. И эти его качества президент несомненно будет учитывать, если вдруг задастся целью срочно найти себе преемника.

В числе политиков, которые в последнее время вошли в круг наиболее близких Путину, все чаще называют нынешнего мэра Москвы Сергея Собянина. У него большой опыт организаторской работы на региональном уровне – был губернатором Тюменской области, сейчас уже второй год мэрствует в Москве. Отлично знает политические и организационные «кухни» Кремля и Белого дома – в первом был руководителем администрации президента, во втором – руководителем аппарата. Его решение идти на досрочные выборы в Москве вряд ли было полностью самостоятельным, не исключено, что оно было инициировано Кремлем. И не случайно – уверенная победа на выборах в столице сделала бы легитимным и его назначение председателем федерального правительства. В свою очередь пост премьера мог бы также стать для него стартовой площадкой на президентских выборах. Причем премьерство в этом случае для него необходимо – в обществе его еще мало знают, да и в самой Москве он до сих пор значится варягом. Работа в правительстве даст ему возможность проявить не только свои деловые, но и личностные качества, что важно для роста его популярности как политика и хозяйственника. Что, впрочем, важно и для президента, если он будет рассматривать Собянина как вероятного преемника.

Особняком в этой виртуальной череде возможных преемников президента стоит нынешний вице-премьер Дмитрий Рогозин. Политик, нацбол и писатель Эдуард Лимонов пророчил скорое президентство Рогозину еще в 2004 году. Другие же предсказывали ему в то же время политическую кончину. Не случилось ни того и ни другого. Дмитрий Рогозин, бунтарь и оппозиционер, стал чиновником – вице-премьером в медведевском правительстве. И отвечает в нем за весь оборонно-промышленный комплекс страны. По его собственным словам, «все, что связно в правительстве с обеспечением технической основы для национальной обороны и безопасности – зона моей персональной ответственности».

И это не первый крутой поворот в биографии Рогозина. В молодости он хотел стать журналистом, окончил МГУ, стажировался на Кубе, практику проходил в «Комсомольской правде» и одновременно мечтал стать разведчиком – как Зорге или Исаев. Разведчиком стать не получилось – обнаружились родственные связи, а в советское время это считалось большим грехом, в КГБ его не взяли. Как не получилось стать и журналистом – хотя на этом поприще он мог бы сделать блестящую карьеру – немного у нас было корреспондентов, владеющих, как он, четырьмя иностранными языками. Но вместо этого он вскоре после окончания вуза ударился в политику – создавал различные партии, движения, избирался депутатом Госдумы. В 1991 году участвовал в августовском путче – на стороне Бориса Ельцина, защищал Белый дом.

Тогда же он получил известность и огромную популярность в стране как «радетель земли русской». «Главный патриот России» – таким эпитетом наградили его журналисты. Был одним из учредителей партии «Родина». Но в ноябре 2005 попал в опалу: перед выборами в Московскую гордуму вышел скандально известный ролик с участием Рогозина «Очистим Москву от мусора». «Родину» обвинили в ксенофобии и экстремизме, партия лишилась регистрации на всех не только московских, но и региональных выборах. А самому Рогозину был объявлен информационный бойкот.

Но в том-то и особенность Дмитрия Рогозина как политика, что это его не остановило. В 2006 году он был избран председателем общественного движения Конгресс русских общин, и в этом же году он вошел в общественный совет «Русского марша» – мероприятия, проводимого рядом общественных патриотических и националистических организаций. Все это только добавило ему популярности в самых широких кругах. И одновременно вызвало ненависть других политиков – к примеру, Анатолий Чубайс увидел в нем олицетворение русского национал-социализма и потребовал немедленного изничтожения.

Не исключено, что и для Кремля растущая известность и активность Рогозина стала проблемой, – он вынужден был искать пути его нейтрализации. Такие пути, от которых бы он не смог отказаться. И Кремль, вернее, Владимир Путин, предложил Рогозину стать спецпредставителем России при самой мощной военной организации Запада – Североатлантическом блоке (НАТО) в ранге Чрезвычайного и Полномочного посла. Вот где простор для отстаивания интересов Отечества – вероятно, говорили ему. И он согласился: его судьба сделала очередной крутой поворот.

Как сейчас вспоминает сам Рогозин, четыре года работы послом в «логове» НАТО – «это мощнейший «университет», где я глубоко погрузился в военные и военно-технические вопросы. И так аккуратно докатился до своего нынешнего положения». Конечно, не только это сделало его вице-премьером по «оборонке». Весь его род связан со служением Отечеству на военном поприще. Его отец был первым заместителем начальника службы вооружений Министерства обороны СССР. Дед – авиационный инженер, прадед – один из первых директоров авиационных заводов, был летчиком в первую Мировую войну. Прадед служил полицмейстером Москвы от армейской пехоты. Да и самого Дмитрия Рогозина всегда тянуло именно к этого рода деятельности – «гены сказываются», считает он. Кандидатскую и докторскую диссертации он писал тоже с военным уклоном. Составил самый подробный глоссарий военно-политической и военно-технической терминологии.

Все это, видимо, и учел Владимир Путин при назначении Рогозина на его нынешний пост. И не только это. Рогозина Путин знает очень давно, и, возможно, не без его поддержки тот выстоял в годы опалы. Путину, вероятно, импонируют в Рогозине те черты характера, которые присущи ему самому. Оба обладают харизмой, привлекающей, как любят сейчас говорить, электорат. Склонны к «вождизму» – умеют зажечь общественность новыми идеями. Легки на шутку, на острое словцо. Любят спорт.

Но главное не в этом, а в стиле работы. Прежде всего, это склонность к волевым, без оглядок, решениям самых сложных вопросов. Стоит только почитать стенограммы заседаний, которые провели тот и другой. В них много общего. Оба они предпочитают говорить от первого лица – не «мы», а «я». Я решил, я поручил, я проверю. К тому же предельная конкретика в определении сроков исполнения поручений и ответственных за них. И никаких «надо посоветоваться», «давайте вернемся к этому позже», «обсудим это еще раз». Президенту прятаться не за кого, он самый главный. А Рогозин не любит и не умеет это делать.

Конечно, Рогозин не президент, и такой стиль общения с подчиненными и коллегами, его категоричность, некая резкость нравится не всем. Некоторые из его коллег пытаются уже сейчас свалить на него всю вину за неудачи с пусками космических ракет, задержку строительства морских верфей и кораблей, медленное развитие самолетостроения, хотя он руководит ОПК менее года. Кое-кто даже говорит о его возможной скорой отставке с поста вице-премьера.

Но вот это вряд ли. Ведь именно при Рогозине Оборонно-промышленный комплекс получил новый серьезный толчок к развитию, решаются многие застарелые проблемы в авиакосмической промышленности, судостроении, техническом перевооружении и обновлении предприятий. И потом – Рогозин, как и президент, не пряник, чтобы всем нравиться. Если вернуться к началу этого разговора, то напомню, что начали мы его с того, что президенту нужны сильные политики, хозяйственники, сильные люди. Которые могли бы, на первых порах, встать рядом с ним, а, впоследствии, и продолжить его дело. Рогозин из таких. И не исключено, что уже в ближайшее время его судьба может сделать еще один крутой поворот и, с благословения президента, вознести его на пост премьера. А там и до звания «преемник» недалеко.

Повлиять на такой выбор может не только лояльность президента к Рогозину. Он может найти опору и среди генералитета, относящегося к «ястребам», и среди представителей крупного российского бизнеса, раздраженного натиском зарубежного капитала и товаров. Его поддержат и партии, выступающие против нелегальной миграции, засилья гастарбайтеров. И государственники, ратующие за укрепление федерализма и ускоренное развитие Сибири и Дальнего Востока. Наконец, его опорой могут стать миллионы россиян, для которых он по-прежнему остается «Главным патриотом России».

Конечно, все эти рассуждения – из числа предположений. Хотя и основаны на политологических исследованиях и мнениях экспертов. Значимость этого экскурса в область возможного и вероятного в том, что хочется понять, как может измениться политический, да и экономический контур России. России без Путина-президента. Пусть даже в весьма отдаленной перспективе.

Анатолий Скоробогатов
2013ФедеральныеФедеральный уровень



5.09.2013 Статьи о выборах, Выборы 2013, Выборы Президента РФ, Коридоры власти
Source: Москва
Регионы России Статья

Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: