Президент России Владимир Путин перед лицом внешней угрозы пытается сплотить нацию. Такой вывод напрашивается из его бесед с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), которые на днях встречались с главой государства.
В числе относительно недовольных результатами этой встречи на этот раз, как ни странно, оказался, пожалуй, только председатель СПЧ Михаил Федотов, у которого, с президентом выявились различные подходы к закону об НКО.
Если Путин, вроде бы, готов пойти на уступки в некоторых деталях, например, в пункте посвященном "иностранным агентам", то Федотов заявил "Росбалту", что он за комплексный подход в реформировании этого закона.
Однако это все-таки то, что надо отнести к расхождениям стилистического характера. В целом же, как можно судить по комментариям об этой встрече в СМИ, и, в частности, на сайте "Росбалта", члены СПЧ преисполнены сдержанного оптимизма.
Во-первых, атмосфера. По словам члена СПЧ, телеведущего Николая Сванидзе, она разительно отличалась от гораздо более накаленной, что царила на предыдущем заседании совета в ноябре 2012 года. "Тогда просто искры летели. И мы, и он были настроены резко", — сказал Сванидзе.
"Вчера атмосфера была иная, с обеих сторон значительно более спокойная и даже добродушная, позитивная", — отметил телеведущий.
"Но одно дело атмосфера встречи, а другое — ее результат. Это разные вещи", — констатировал Сванидзе.
Тем не менее, Сванидзе сказал, что у него есть "ощущение, что какие-то результаты могут быть. В частности, в том, что касается законодательства по НКО".
По словам Сванидзе, у него создалось впечатление, что "Путин отдает себе отчет в том, что перегнули палку с НКО". "Есть надежда на то, что Путин понимает, что если и дальше продолжать завинчивать гайки, то не то чтобы резьба сорвется, но это путь в ложном направлении. Однако пока говорить об этом уверенно еще очень сложно", — осторожно добавил он.
Сванидзе отметил, что у многих членов совета осталось очень позитивное впечатление об этой встрече. С этим согласен и другой член совета, управляющий партнер адвокатского бюро "Славянский правовой центр" Владимир Ряховский. Он назвал атмосферу встречи доверительной и заявил о конструктивном диалоге. "Путин отвечал на все вопросы, и было даже не очень заметно, что общаешься с первым лицом государства", — сказал он корреспонденту "Росбалта".
"Крайне позитивной" назвал эту встречу и еще один ее участник, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Директор Бюро прав человека Александр Брод, делясь своими впечатлениями от заседания президентского совета, рассказал, что встреча "длилась четыре с половиной часа, и было затронуто большое многообразие тем". Кроме того, он сообщил, что Путин пообещал уже в этом году выделить 200 млн руб. на поддержку правозащитных НКО, не считая еще 200 млн, которые, "тряхнув мошной", должен дать на те же цели и российский бизнес — предложение Михаила Федотова, поддержанное президентом.
Со следующего же года российские правозащитники получат от государства уже 500 млн руб., сообщил "Росбалту" Брод.
В чем причины такого (во всяком случае, внешнего) внимания Путина к российскому гражданскому обществу, пока можно только гадать, однако кое о чем на том же заседании СПЧ было сказано достаточно прямо.
В частности тот же Брод упомянул, что одной из тем, поднятых на заседании СПЧ, была ситуация в Сирии. Можно, конечно, задаться вопросом, какое отношение эта тема имеет к нашим внутренним проблемам, однако, видимо, кое-какое имеет.
По мнению Кабанова, Путин считает, что сегодня наступил такой момент, когда надо делать ставку не только на бюрократию, но и на гражданское общество. Причем, по словам Кабанова, такая позиция Путина связанна с существующими внешними и внутренними угрозами.
Что касается угроз внешних, то тут, особенно в свете упоминания Сирии, все более менее понятно. Отношение к гражданской войне в этой стране стало еще одним важным рубежом, который еще сильнее отделяет нынешнюю Россию если не от всего Запада, то от США уж точно.
Противоречия по этому и другим вопросам только нарастают. В этих условиях Путин готов идти на некоторые уступки и даже на прямой подкуп фрондирующей части российского общества, лишь бы иметь единство внутри страны перед лицом внешних угроз.
С теми, кого нынешний президент считает врагами внутренними, чью печень, как сказал его пресс-секретарь, надо "размазать по асфальту", диалога, судя по всему, не планируется.
Не случайно, по словам Сванидзе, Путин на заседании СПЧ на его слова, а также на слова исполнительного директора международной общественной организации "Справедливая помощь" Елизаветы Глинки и заслуженного юриста России Сергея Пашина, которые пытались поднять тему "болотного дела", не прореагировал никак.
Александр Желенин
2013ФедеральныеФедеральный уровень