CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Крах оппозиционной солидарности

 
Крах оппозиционной солидарности

(23.09.2013)
Михаил Захаров

Этого следовало ожидать: Координационный совет оппозиции, не просуществовав и года, загибается буквально на глазах. О намерении покинуть Совет и нежелании баллотироваться в следующий его созыв заявили сразу депутат Госдумы Дмитрий Гудков, экс-депутат и отец парламентария Геннадий Гудков, журналист Сергей Пархоменко, лидер «Движения в защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова и организатор массовых протестных митингов Петр Царьков. Правда, покинут КС они только после окончания его полномочий — 22 октября.

В минувшую субботу, двое суток спустя после объявления о выходе пяти членов, состоялось заседание КСО, которому пророчили статус последнего заседания. Впрочем, члены КС договорились, что состоится еще минимум одно заседание, а Чирикова, Пархоменко и Дмитрий Гудков в прошедшем заседании участие все-таки приняли.



Почему начался массовый исход — понятно. История КС де-факто закончилась. Дмитрий Гудков в интервью ИТАР-ТАСС заявил, что Совет сыграл свою роль. «Мне не обидно, что из-за участия в КС нас исключили из "Справедливой России", — сказал он. — Исключили не за участие в КС, а за участие в протестном движении». Ему вторит и Сергей Пархоменко, заявивший, что он свою миссию в КСО выполнил, но совет должен работать и без него. Если верить члену Совета националисту Владимиру Тору, то той же позиции придерживается и Алексей Навальный. Сам Тор пока не определился со своими планами относительно работы в органе.

А вот Петр Царьков с ними не вполне согласен: по его мнению, «это был абсолютно неработоспособный орган. И не может быть работоспособным, поскольку в нем собрались люди с диаметрально противоположными политическими взглядами». «Был» - это очень красноречиво, прошедшее время все-таки.



Впрочем, КС собрался и посетившие заседание — 22 члена из изначальных 45 - много говорили о необходимости новых выборов в Совет. Алексей Навальный, например, долго и очень грамотно говорил, что выбирать нужно, но нужны конкретные люди, готовые взять на себя этот процесс - «не надо ждать волшебных гномиков». И подчеркнул, что прошлые выборы организовал по большому счету его Фонд Борьбы с коррупцией. Второй раз Навальный и его люди в эту реку входить не будут. В состав группы по организации выборов вошли: Илларионов, Давидис, Долгих. Константинов, Тор, Чирикова и Полчаев. Как они пройдут — Бог весть. Пока же члены КС договорились собраться на последнее заседание нынешнего состава 19 октября, но в целом на заседании была некая атмосфера упадка.

История начиналась как весьма пафосное мероприятие: год назад бурлила улица и пламенный трибун Алексей Навальный говорил, что оппозиционеры, «вожди Болотной» не должны представлять абы кого, иначе Кремль законно дразнит их самопровозглашенными. Выборы, по мысли их организаторов, должны были выявить лидеров протестного движения и дать им законный мандат от рядовых участников протестных акций. В выборах приняли участие едва ли не сто тысяч человек (82 тысячи с небольшим), что довольно много, при условии, что ни особо большого бюджета, ни агитации где-то, кроме дружественных медиа вроде телеканала «Дождь», ни поддержки от неких государственных или бизнес-структур у организаторов не было.

Первое время совет развил пусть не очень бурную, но все же активность. Раз в месяц проходили заседания, принимались декларации и даты митингов. В общем какая-то жизнь была. Хотя скептики и околокремлевские товарищи сразу начали критиковать КСО за несоответствие изначального пафоса и реальных решений Совета — больно мелкими оказывались решения. Да и споров по любому практически поводу в КС было хоть отбавляй. Оно и понятно (сразу было понятно, это только до членов КСО поздно дошло): слишком разношерстный состав изначально предполагал, что договориться членам совета будет нелегко. Слишком много амбиций, слишком разные люди. Помимо внутренних причин были и внешние факторы, а именно — давление российской власти.

Первый кризис случился сразу после начала работы: ответственный секретарь органа был как бы назначен без широкого обсуждения — фактически уведомительным порядком. Многих в КС смутила и личность секретаря — им стал Дмитрий Некрасов, бывший советник администрации президента и замглавы Аналитического управления налоговой службы. Правда, Некрасов долго в КС не проработал: уже в марте 2013 года он покинул свой пост, объяснив это желанием сосредоточиться на работе в своем Фонде поддержки свободных СМИ.

На этом неприятности Совета только начались. Еще до конца 2012 года Совет понес первые потери — лишился активистки КПРФ из Ижевска Екатерины Аитовой. В начале 2013 года после ультиматума партии эсеров своим членам в Совете — Гудковым и Олегу Шеину — Шеин КС покинул (Гудковы остались и были исключены из партии).

К весне 2013 года (через полгода после выборов) КС начали покидать новые члены. В апреле о выходе из Совета заявил политолог Андрей Пионтковский, протестовавший против теневого назначения ответсека КС и финансовой поддержки, которую Совет решил оказать программе телеведущего Леонида Парфенова. Месяц спустя КС покинул известный блогер и муниципальный депутат Максим Кац, объяснив решение «недееспособностью Совета в его нынешнем составе».

Настоящий кризис КС начался летом 2013 года. В июле Совет оставила журналистка Ольга Романова, а июльское заседание не состоялось из-за отсутствия кворума. Месяц спустя Совет также не смог принять никаких решений по причине неявки большинства членов.



Иных уж нет, а те далече: Алексей Навальный со сторонниками вели изнурительную предвыборную кампанию в Москве (а сторонников Навального в КС было сразу несколько), Борис Немцов и Илья Яшин занимались выборами в Ярославле.
Плюс к ним (вернее «минус» для кворума): член Совета, активист «Левого фронта» Леонид Развозжаев находится под стражей из-за обвинений в организации массовых беспорядков, как и активист «антифа» Алексей Гаскаров, проходящий по тому же делу Сергей Удальцов сидит под домашним арестом, под угрозой осуждения по УК (дело считается «липовым») находится член КС Даниил Константинов (на последнем заседании присутствовал его представитель). Блогер Рустем Адагамов и журналист Олег Кашин практически не появляются в стране из-за давления на них, член КС Сурен Газарян эмигрировал после возбуждения против него уголовного дела и объявления его в федеральный розыск. По той же причине за границей находится и член КС националист Игорь Артемов. Гарри Каспаров в России бывает только наездами, насколько можно судить.

Итого: из 45 членов КС покинули или вот-вот покинут орган официально 10, еще восемь человек сидят или находятся в вынужденной эмиграции. Кворум собрать и без того почти невозможно, а ведь у Навального со сторонниками (пятеро членов КС) еще продолжается послевыборный процесс — иски в суды, работа с активом и так далее. Выборы были — дело ответственное, не до того.


Даже несмотря на то, что теперь выборы прошли, «до того» вряд ли станет. Алексей Навальный вжился в роль главного российского оппозиционера и КС ему и его сторонникам более просто не нужен — Навальный на выборах мэра Москвы, настоящих, а не пробных, получил более 600 тысяч голосов, больше, чем всего проголосовало на выборах в КС. Он как бы перешел в другую лигу, пытается создать и зарегистрировать партию, ему уже не до шуток, он нацелился на выборы в Мосгордуму.

Остальные участники затеи так или иначе тоже охладели к ней. Фактически на практике было доказано: КС никому не нужен и работать не может. Год назад, накануне выборов в КС, я написал: «Мы уже видели довольно много попыток объединения оппозиционных сил в России и почти все они закончились однозначно бесславно (за, пожалуй, основанием Союза правых сил перед выборами в Госдуму 1999 года). Объединенный гражданский фронт, движение «Солидарность», Национальная ассамблея, «Стратегия 31» - все дети оппозиции выходили явно мертворожденными, но при этом очень склочными, как дети лейтенанта Шмидта из известного сатирического романа. С разборками, кто же тут главный, кто работает на власть и кто кому Рабинович. Современный Координационный совет рискует повторить судьбу прежних объединений — уж больно пестрая публика в него неизбежно попадет. Националисты, леваки и анархисты, умеренные левые, именующие себя либералами и демократами, журналисты всех мастей — народ не строевой и склонный к идеологическому конфликту изначально. И повторимся — никто не знает, как и зачем это будет работать. Гиблое в общем-то получается дело».




Никто так и не понял, зачем КС нужен и как он может вообще работать. Тот случай, когда сбывшийся прогноз не радует нисколько, но и огорчать в принципе не может, ибо другого исхода у КСО практически не было. Увы и ах, товарищи оппозиционеры. Ставки теперь повышены, Навальный единственный пока смог всерьез претендовать на высшую политическую лигу (локальный «успех» Немцова в Ярославле — не совсем то) и даже Путин признал, что «Навальный – один из лидеров оппозиционного движения». Всем остальным еще работать и работать, бороться и бороться. Или сидеть и ждать амнистии, которую почти пообещал фигурантам «болотного дела» Владимир Путин.

В общем, грустная история Координационного совета очень даже напоминает считалочку из «Десяти негритят» Агаты Кристи. «45 оппозиционеров отправились на митинг, одного забрал ОМОН и их осталось...». Будем надеяться, что конец считалочки («Последний негритенок поглядел устало,пошел повесился и никого не стало») российской оппозиции в целом не грозит.
2013ФедеральныеФедеральный уровень



23.09.2013 Статьи о выборах, Выборы 2013, Общество и политика
Source: Москва
Полит.ру Статья

Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: