В свердловской области может сложиться уникальная ситуация – своевольный губернатор и неуправляемый мэр
"Я вернусь в Свердловскую область только губернатором" — так говорил в кулуарах федеральной власти чуть больше года назад нынешний мэр Нижнего Тагила Сергей Носов.
Эта фраза становится более чем актуальна сейчас, когда рейтинг влияния действующего губернатора Евгения Куйвашева после провальных для него выборов мэра Екатеринбурга резко упал. И как говорят эксперты «РР», вплоть до того, что под вопросом стоит его губернаторство.
Но вернемся к Носову. Несмотря на амбиции, Сергей Константинович все-таки в начале прошлого года резко изменил свое мнение и принял предложение участвовать в выборах мэра города Нижнего Тагила. Как говорят в окружении мэра Москвы Сергея Собянина, именно их шеф стал причиной резкого изменения настроения Носова в пользу стремления стать главой «Путинграда». Но только лишь на время…
Как было дело? В феврале жена первого президента Бориса Ельцина отмечала годовщину рождения своего умершего мужа – на закрытом мероприятии присутствовали и Сергей Собянин, и Сергей Носов. К слову, присутствие Сергея Носова, на тот момент нигде не работавшего, на данном мероприятии, на первый взгляд могло показаться странным. Однако из наших источников известно, что семья первого президента и семья Носовых дружат домами, традиция повелась еще с отца Сергея Константиновича, который был влиятельным управленцем. Поэтому Носов был желанным гостем на этом мероприятии. По слухам, там Сергей Собянин и увидел Носова, который совершенно выпал из информационной повестки. И в голову ему пришла мысль… Какая? Как говорят в окружении Сергея Собянина, шеф пригласил Носова в правительство Москвы для серьезного разговора.
После разговора Носов повстречался с Куйвашевым, говорит источник РР, и они договорились о начале движения Носова к избирательной кампании мэра Тагила. Носову предложили стартовать и начать «светиться» с должности заместителя премьера свердловского правительства, однако он отказался – мол, не дело ему – такому опытному человеку, «заходить» под какого-то зеленого политика типа Дениса Паслера – областного премьера. Тогда и была создана должность вице губернатора, которую Носов, собственно, и занимал несколько месяцев. А затем с триумфом выиграл выборы мэра нижнего Тагила, набрав более 90 процентов голосов избирателей.
Говорят, что такого результата губернатор не ожидал, ибо не знал, кто такой Носов и чем он так велик. Зато предполагали это старые элиты области, знающие Сергея Константиновича по его прошлым подвигам в регионе. Их опасения усилились еще больше после такой победы Носова, которого, по идее, люди должны были забыть, но не забыли.
Носов, как только стал мэром, тут же начал показывать свой независимый характер. Особенно сложные отношения у него с областным премьером Денисом Паслером. Можно предполагать, что 35-летний Паслер наверняка не считает премьерство вершиной своей административной и политической карьеры, его амбиции намного шире. В появлении в области Носова он почувствовал угрозу своим планам и попытался «прибрать к рукам» мэра «Путинграда». Началось с небольшой мартовской стычки на совещании по строительству нижнетагильского лыжного трамплина – председатель областного правительства в пух и прах разнес городских чиновников и строителей за недоделки и пообещал всех поувольнять, если объект не будет сдан в срок. Все это на глазах «хозяина» города Носова. Последнему такая демонстрация власти со стороны премьера явно не понравилась.
Дальше – больше. Носов, со своей стороны демонстрируя пренебрежение к областному правительству, не приехал на заседание, на котором обсуждался вопрос выделения Нижнему Тагилу миллиардных инвестиций, а прислал своих замов. Это буквально взбесило Паслера, который вычеркнул из повестки этот вопрос и в сердцах заявил, что если Сергей Носов присылает на правительство своих замов и при этом просит миллиарды, то так просто он денег не получит. И действительно, под различными предлогами финансирование создания «Путинграда» стало затягиваться. В областном правительстве утверждали, что мэрия Нижнего Тагила не способна даже правильно составить документы. Но Паслер не просчитал всех возможностей Носова. В конфликт вмешался полпред президента в УрФО Игорь Холманских, привлек Генпрокуратуру, и деньги из областного правительства буквально на следующий день были перечислены в «Путинград». Однако считать, что на этом конфликт Носова с Паслером, с областным правительством благополучно разрешен, оснований нет. Обе стороны затаили обиду и только ищут подвод для того, чтобы с новым, еще большим ожесточением наброситься на противника. Потому что призом в этой борьбе может быть губернаторское кресло.
Победа Евгения Ройзмана на выборах мэра в Екатеринбурге только добавила интриги в эту непростую политическую ситуацию, сложившуюся в регионе. Кое-кто поговаривает, что Ройзман теперь метит в губернаторы. И вроде бы даже ведет по этому поводу торг с администрацией Президента: в обмен на прекращение уголовных дел против него и его друзей он откажется от участия в губернаторских выборах. Но пока это только слухи.
Однако эксперты «РР» сходятся на том, что Носов – единственный реально проходной кандидат на предстоящих выборах губернатора, которые должны состояться в 2017 году. А возможно, состоятся гораздо раньше, если Куйвашев подаст в отставку и покинет ставшую ему не по зубам область. Как это делали назначенные сверху главы регионов, не нашедшие общий язык с местными элитами. А то, что язык он не нашел – это очевидно. Чего стоит его конфликт с влиятельным Владимиром Тунгусовым, который, скорее всего, один оказался в выигрыше от победы Ройзмана на выборах мэра Екатеринбурга. Таким образом, становится понятна комбинация Сергея Собянина в отношении Носова – он явно пообещал ему, что должность мэра Нижнего Тагила станет для него всего лишь ступенькой… А далее – всенародно избранный губернатор Свердловской области.
Поэтому Носов и вернулся в Свердловскую область. Ведь Собянин как опытный политик, сам долгое время управлявший сложным регионом, прекрасно понимает – дружба дружбой, но ставку лучше делать не на одного человека.
Таким образом, во всем этом можно увидеть общую новую тенденцию Кремля – расширение конкурентного пространства – для того чтобы хоть немного улучшить управляемость территорий.
2013РегиональныеСвердловская область