Музыкант, сотрудник музея, депутат городской Думы Великого Новгорода от партии «ЯБЛОКО» Константин Хиврич пришел в политику через музыку. Какие изменения произойдут в городе, зачем нужно привлекать людей в политику и откуда взялись протестные настроения, Константин рассказал нашему сайту.
– Необычное сочетание – музыка, политика. Как удается вам все это объединить и влияет ли одно на другое?
– Я всегда считал, что творческие люди не должны дистанцироваться от общественной жизни. Музыкант, художник, зачастую, более чувствителен к политической ситуации, чем обычный гражданин. Но большинство предпочитает «сбежать» в творчество и заниматься «искусством ради искусства». Хотя история знает множество примеров, когда творческие люди влияли на настроения масс, были идеологами социальных движений и проводниками перемен.
Моя первая курсовая работа в университете была посвящена общественно-политической деятельности Джона Леннона. Вообще, 60-е – неиссякаемый источник как творческих, так и политических идей. Постоянно открываю для себя что-то новое. Понимаю, что мы сегодня в России думаем и действуем практически так же, как в 60-е годы молодёжь в США и Западной Европе.
– Как вы пришли в политику?
– Через музыку. В 2005 году целый автобус новгородских музыкантов выехал в дружественный город Эребру (Швеция), чтобы принять участие в рекорде Гиннеса – более двух часов почти 600 человек непрерывно исполняли на центральной площади песню Боба Дилана. В Швеции мы познакомились с социал-демократами и потом многие из нас вступили в Социал-демократическую партию России.
Сотрудничество со шведами продолжалось, мы всё больше проникались ценностями и тонкостями демократии. Можно сказать, что я стал убеждённым социал-демократом, мои взгляды, наконец, оформились и получили привязку к идеологии, которая для меня и сегодня является ориентиром в общественной и политической деятельности.
Я всегда был активным. Ещё с 1998 года начал участвовать в экологическом движении, в том же 2005 побывал на Первом Российском социальном форуме, так что всё как-то логично произошло: я увидел оппозицию в России, потом сразу познакомился со шведской демократией. Дальше я стал пытаться применять теорию на практике. В 2007 году партия не прошла перерегистрацию. Поэтому несколько лет мы действовали как общественная организация.
– Спрашивают ли вас друзья и близкие о том, зачем вам это?
– Спрашивают. Но так уже давно сложилось. Мандат депутата – это логичное продолжение деятельности, которой я уже занимался несколько лет, участвуя в природоохранных акциях, занимаясь молодёжной политикой, организуя творческие мероприятия. Может быть, это звучит наивно, но я действительно верю, что участие граждан в процессе принятия решений – это важнейшее условие работы демократии. Каждый должен быть активным в меру возможности. Только тогда что-то будет меняться, как хотим мы (народ), а не какие-то элиты. Я, в отличие от многих сверстников, не уехал из Великого Новгорода в поисках лучшей жизни в столицы и заграницы. Это мой город, я хочу здесь жить и воспитывать детей. Поэтому я имею право и обязанность участвовать в жизни города, определять направления его развития. Вот такая простая мотивация.
– Почему вы пришли в «ЯБЛОКО»?
– На фоне протестов против фальсификации выборов зимой 2011-2012 гг. мы с товарищами по Российскому социал-демократическому союзу молодёжи приняли решение вступить в «ЯБЛОКО» и развивать Социал-демократическую фракцию, с которой уже много лет сотрудничали, кто-то из нас уже состоял в партии. Мы решили, что создавать карликовую СД партию сегодня глупо: мы бы погрязли в формальном партстроительстве и постоянном поиске ресурсов, на это ушли бы все силы и много времени. «ЯБЛОКО» – это объединённая партия, пожалуй, единственная демократическая не на бумаге, а на деле. Для меня идеология и последовательность в деятельности – очень важные вещи, которых я в других партиях не вижу. Конечно, меня смущает «либеральность» партии. Но это вопрос терминов XIX века. В веке 21-м идеологии и политическая мысль развиваются и определяющим в выборе «с кем идти» является не название партии, а её реальные дела и следование декларированной позиции.
– Вы ожидали победы на выборах, какие чувства испытывали во время избирательной кампании?
– Мы пошли на выборы, чтобы победить. Для регионального отделения партии это был, с моей точки зрения, последний шанс выжить в новгородской политике. Депутат – это выход партии на новый уровень. Теперь есть конкретный стимул для работы всех членов партии: формулировать политическую повестку дня и проводить её через фракцию в Думе Великого Новгорода. Кампания дала нашей команде бесценный политический и организационный опыт. Мы испытали на себе все «профессии» предвыборного штаба, при этом, общаясь уже как политики с избирателями, мы получили возможность взглянуть на многие городские проблемы по-другому. Всё это произошло в короткий промежуток времени, каждый день готовил новые сюрпризы, требовал от нас мобилизации, активности и немедленной реакции. В теории такого не понять.
– Какие направления в работе для вас в приоритете?
– Я вошёл в комиссию по социальным вопросам, которая занимается проблемами образования, спорта, здравоохранения, соцзащиты, культуры и молодёжной политики. Сергей Викторович Трояновский инициировал создание новой комиссии – по жилищному хозяйству, архитектуре и землепользованию. Таким образом, прежняя комиссия по городскому хозяйству разделилась на две, что, безусловно, стимулирует к более серьёзному отношению к рассматриваемым комиссией вопросам.
Приоритетными я бы назвал проблемы сохранения и использования историко-культурного наследия Великого Новгорода, проблемы экологии, улучшения качества городской среды. Нужно вовлекать граждан в процесс принятия важных для города решений, а Дума должна стать более самостоятельной в определении политики, не оставаться просто органом, который согласует решения исполнительной власти. «Управляем городом вместе» – это слоган нашей предвыборной кампании, руководствуясь этой формулой, мы и планируем работать.
– Как вы будете развивать культурные направления в Новгороде? Какие минусы видите сейчас, что необходимо изменить?
– Мы живём в городе с древней историей и богатейшим культурным наследием, с уникальными традициями средневековой демократии: Новгородская республика, вече. И позиционируем себя как Родину России, стремимся быть современным городом, привлекательным для туристов и комфортным для жителей. Но, к сожалению, находясь сегодня посреди двух столиц, мы превратились в провинциальный город, лучшие творческие силы которого покидают его, бюджетных денег не хватает даже на текущее содержание учреждений, не говоря уж о дорогах и инфраструктуре. Потенциал у новгородцев есть, ему только нужно помочь реализоваться, а зачастую просто создать условия и не мешать. При этом развитие города не должно идти в ущерб тому уникальному наследию, которое наше поколение обязано сохранить для потомков. Новое не должно мешать старому, а старое должно помогать новому городу развиваться.
– Вы поддерживаете европейские ценности, они не популярны у наших граждан, многие откликаются на националистические призывы, выступают против мигрантов, поддерживают законы против гомосексуалистов, одобряют тюремный срок для девушек из Pussy Riot. Откуда это у нас, как вам кажется?
– Хроническая нищета и бедность, бюрократия и коррупция убили у населения веру в то, что от них что-то зависит. Поэтому народом так легко манипулировать – нужно просто пообещать стабильность. Людям нужно, чтобы от них отстали. А национализм и ксенофобия – это борьба не с причинами, а со следствием более серьёзных проблем, которые нынешняя власть не может или не хочет решать. Проще всего винить гастарбайтера в том, что именно из-за него у тебя нет работы, семьи и ты вынужден бухать. Или обвинять в безнравственности гомосексуалистов и панк-группы, когда ты сам только и думаешь о «тёлках, тачках и мобилах», книжек не читаешь, в театры не ходишь, вообще не занимаешься никаким творчеством, лишь бы улечься перед телевизором после ненавистной работы и смотреть «Первый канал».
– Как относитесь к протестным настроениям в обществе?
– Протестные настроения в нашей стране были постоянно, меняются лидеры и идеи, но народ всё равно недоволен. Протест намного шире, чем мы видим по ТВ или в Интернете. Навальные-Лимоновы-Удальцовы-Немцовы-Зюгановы и прочие – это вершина айсберга. Настоящий протест либо давно в тюрьме, либо в подполье: россияне просто саботируют выборы, не исполняют принятые законы, живут «по понятиям», принимают наркотики или пишут картины – всё это протест. Против Системы. Его сложно осознать целиком, его невозможно возглавить и повести за собой. Власть сама помогает оппозиции – репрессиями, неадекватностью. В большинстве случаев требования граждан вполне здравы и выполнимы. Но тут включается какая-то корпоративная защита: пытаются выставить людей городскими сумасшедшими, экстремистами, раскачивающими лодку, агентами госдепа, карьеристами, которые пиарятся на политике, вместо того, чтобы иной раз признать: «Да, мы тут накосячили, всё поправим, спасибо за совет». И так на всех уровнях: власть не умеет договариваться, боится демократии.
– Как оцениваете оппозиционное движение и его лидеров?
– Движение пока держится на харизматичных личностях и сектантских группках (в том числе – политических партиях), для которых их организации и лидеры – это цель, а не средство. Партия или тот же КС оппозиции – это тоже средство, а не смысл движения. Пока, мне кажется, «лидеры оппозиции» этого не понимают.
– Стоит, по-вашему, привлекать молодых людей в политику и что это может изменить?
– Я не люблю разделять политику на молодёжную и взрослую. Привлекать в политику нужно всех. Но политика – это не членство в партии, это активная жизненная позиция, участие каждого. Я сторонник партиципаторной демократии – демократии участия. Пока мы сосредоточены на партстроительстве и учётных карточках, настоящая политика происходит рядом и проходит мимо.
– Вы по образованию учитель истории. Вам помогает ваше образование в политике?
– Гуманитарное мышление, безусловно, влияет на формирование взглядов. Но я думаю, что не важно, физик ты, или лирик – важно насколько ты осознаёшь себя членом общества, гражданином страны или города, насколько ты готов участвовать в общем деле, применять своё образование для решения политических задач.
Катерина Татарникова
2013МестныеНовгородская область