Зампред думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Сергей Иванов (ЛДПР) подготовил поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав», согласно которым предлагается исключить пункт, расширяющий список граждан, ограниченных в праве быть избранным, а кандидатов обязать указывать в избирательном бюллетене наличие даже погашенных судимостей. Об этом пишет газета «Известия».
«Мы вносим законопроект, в соответствии с которым избираться имеют право абсолютно все, кроме тех, кто, как указано в Конституции, находится в местах лишения свободы или признан недееспособным. Но избиратели должны знать, судимы кандидаты или нет и если да, то по какой статье. Поэтому даже если судимость погашена, все равно в избирательном бюллетене будет указано, что был осужден по такой-то статье», — рассказал депутат изданию.
Закон «Об основных гарантиях избирательных прав» вводит дополнительно четыре категории лиц, которые ограничены в пассивном избирательном праве. Речь идет об осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, за совершение экстремистской деятельности. Кроме того, к таким гражданам относятся лица, которые были подвергнуты административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской или экстремистской атрибутики или символики либо за их производство и распространение. Также законом предусмотрено ограничение в пассивном избирательном праве тех, кто судом признан злоупотребившими свободой слова в период проведения предвыборной агитации.
Конституционный суд РФ в октябре нынешнего года признал поправки, налагающие пожизненный запрет баллотироваться лицам, осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления, противоречащими Конституции. Однако Иванов полагает, что этого недостаточно.
« Конституционный суд отвечает только на те вопросы, которые перед ним ставят. Это значит, что вы спрашиваете — вот эта статья соответствует Конституции? А он отвечает да или нет. Если про другую не спрашиваете, он ее не трогает. А вносимые поправки позволяют решить проблему комплексно», — сказал парламентарий.
Как отметил коллега автора поправок по комитету от партии КПРФ Вадима Соловьева, «большой революции поправки не делают», но в случае, если статьи будут даваться с расшифровкой, они будут неплохим уточнением.
«Простое перечисление статей ничего не дает. Надо, чтобы указывали расшифровку статьи и за что кандидат сидел, например «за участие в беспорядках на Болотной площади». А просто наименование статьи избирателям мало о чем скажет», — подчеркнул коммунист.
Против обязательного указания судимости выступает первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев.
«Бывает, человек в 20 лет защищал девушку и в связи с этим был осужден. Что же, ему и в 55 лет это указывать? Я против того, чтобы на всю жизнь запрещали избираться, но и против того, чтобы указывали судимость. На мой взгляд, вполне разумно ограничить ранее осужденного 10–15 годами возможность избираться, при этом предусмотреть исключения, например, для помилованных президентом или вышедших по амнистии. Тут важно найти золотую середину, чтобы, с одной стороны, избежать криминализации власти, а с другой — не нарушить конституционные права граждан», — рассказал Агеев «Известиям».
Как считает член думского комитета по гражданскому и уголовному законодательству Рафаэль Марданшин, временной барьер лучше всего проявляет наклонности ранее осужденных за совершение преступлений
«Для лиц, совершивших преступления, в том числе отбывших наказание, барьер должен существовать. По крайней мере по истечении этого срока будет видно, склонен человек к рецидиву или нет. Время покажет, исправился человек или нет. Если просто указывать в бюллетенях наличие судимости, то, задействовав финансовые и другие средства, кандидат даже судимый, например, за насильственные преступления, может пробраться во власть. И если он склонен к рецидиву, то это проявится, а бороться с человеком, облеченным властными полномочиями, намного сложнее», — предупреждает Марданшин.
Согласно принятому весной закону «О выборах депутатов Госдумы», в настоящее время в отношении парламентариев действует запрет избираться людям с судимостью. Конституционный суд признал противоречащими Основному закону страны предложение расширить список должностей, которые пожизненно не смогут занять осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но неконституционной признана только норма о пожизненном лишении пассивного избирательного права. Это было истолковано как признание возможности наложения временного запрета на участие в выборах.
2013ФедеральныеФедеральный уровень