Громкий скандал с элементами шпионского детектива набирает обороты на уровне московского правительства. Городских чиновников заподозрили в незаконных методах сбора информации о муниципальных депутатах, имеющих отношение к оппозиции. Некоторые из них уже заявляют о политическом сыске, и готовятся обратиться в прокуратуру с жалобой на нарушение права неприкосновенности частной жизни.
Собирать компромат на представителей местного самоуправления якобы поручил районным администрациям столичный департамент территориальных органов исполнительной власти.
По информации «Коммерсанта», руководителям на местах было направлено электронное письмо из префектуры Западного АО, в котором их убеждали в кратчайшие сроки собрать информацию об оппозиционных депутатах.
В документе, который, как отмечает издание, рассылала главный специалист управления оргработы префектуры Елена Лямова, также указывалось, чего именно ждали от районных чиновников в департаменте. Это – информация о фактическом месте проживания муниципальных депутатов, дополнительные источники дохода, данные на членов семьи, их место работы (учебы). Особый интерес представляли данные об «оппозиционных связях» депутатов: с кем из протестных активистов состояли или состоят в переписке, присутствуют ли в соцсетях и с кем там общаются. Всего в требовании шестнадцать пунктов.
После прочтения письмо просили удалить.
Однако о секретном электронном послании некоторые депутаты все же узнали. Более того, в распоряжении одного из них – Владимира Гарначука из Тропарево-Никулина - оказалась копия этого письма. Он разместил ее в своем блоге в ЖЖ.
«Это было разослано по управам и аппаратам советов депутатов практически всех округов 15 октября, - рассказал Гарначук «СП».
«СП»: - Вы как о нем узнали? Как у вас оказалась копия?
- Мне о письме стало известно только сейчас. После того, как знакомые переслали мне его оригинал. Кстати, подтвердить, что такое письмо было получено, могут депутаты Александр Закондырин из Войковского района и Зоя Шаргатова, если не ошибаюсь, из Дорогомилова. И там черным по белому написано, что сведения нужны для предоставления в ДТОИВ (департамент территориальных органов исполнительной власти).
«СП»: - Зачем, по-вашему?
- Наверное, хотят, наконец-то, подружиться с нами. Хотя, вряд ли. Думаю, скорее, это связано с будущими выборами в Мосгордуму, чтобы при необходимости иметь возможность давить на болевые точки слишком активных или неудобных депутатов. Муниципальный депутат – он же обычный человек. Его должность неоплачиваемая. У нас масса слабых мест и почти никакой защищенности от произвола…Мне, например, пришлось писать заявление в Управление собственной безопасности МВД и ФСБ по поводу незаконного возбуждения уголовного дела против меня. Или, вспомните, недавнее избиение Елены Ткач. Это все звенья одной цепи. И Департамент здесь играет немалую роль, хотя функции этой структуры, я считаю, все-таки несколько иные. Они должны не политическим сыском заниматься, не подавлением людей, депутатов в данном случае, не сбором информации об их детях, они должны помогать нам. Но - не хотят, считают, что мы – оппозиция только потому, что нам заняться нечем, и мы мешаем работать. А я говорю: на уровне районов нет политики, есть воровство, которое надо пресекать, в том числе с участием местных депутатов. Не слышат… Уверен, что сейчас с той стороны будут все усилия предприняты, чтобы доказать, никакого письма не было. Поэтому у меня одна надежда – на правоохранительные органы.
«СП»: - Вы куда-то уже обращались?
- Сегодня я не успеваю, к сожалению. Но где-то до конца недели, либо в начале следующей, мы передадим и наше письмо Собянину, и заявление в правоохранительные органы. Налицо состав преступления, предусмотренный ст. 137 УК РФ, которая запрещает сбор информации о частной жизни человека без его согласия, да еще и с использованием служебного положения. Если будет проведена следственная проверка, уверен, все подтвердится.
Депутат района «Войковский» Александр Закондырин рассказал, что узнал об «особой бумаге» две недели назад:
- Я депутат с 2004 года. В Северном округе, как вы понимаете, у меня за это время появилось довольно много знакомых в управах, в префектуре – на разных должностях. С некоторыми у меня очень хорошие, человеческие отношения. Собственно, один из них недели две назад и рассказал, что есть некая бумага, в ней собирается информация, которая носит конфиденциальный характер. «Мы, - говорит, - даже сами не можем сформулировать, как нам все это подавать. Что про тебя можно писать?» Я спросил: «А что нужно-то?» Оказало, требуется указать: с кем я связан, есть ли у меня какие-то контакты в оппозиции, знаю ли я там Навального, условно говоря, каких-то других людей. Но это все в интернете, в общем-то, написано. Я не скрываю, кого знаю, с кем общаюсь. Тот же Навальный не является моим близким другом, но я лично с ним знаком достаточно давно. Я не могу сказать, что мои взгляды какие-то оппозиционные. Они лежат просто в русле разумности: я могу соглашаться с человеком, могу не соглашаться. И мне неважно при этом начальник он или не начальник. То есть, мне лично скрывать абсолютно нечего.
«СП»: - Ну, а само письмо вы видели?
- Видел то, что получил Владимир (Гарначук – прим. ред.). До этого письмо не читал. Просто слышал, что в моей префектуре собирают подробную информацию о местных депутатах. По чьему распоряжению? Ну, очевидно, не по инициативе префектур. Скорей всего, была сформулирована задача с перспективой на предстоящие выборы в Мосгордуму, узнать больше о людях, которые на местном уровне имеют поддержку, давно работают, имеют личные какие-то возможности. Все эти люди, конечно же, представляют определенный интерес, хотя бы, с точки зрения, кто, где и при каких ситуациях мог бы представлять некую опасность для московских властей, которые будут организовывать выборы.
«СП»: - И вы не боитесь, что вся эта информация может быть использована против вас?
- У меня нет оснований переживать, что вдруг кто-то, что-то выяснит. Мне скрывать нечего, у меня все прозрачно. Но информацию надо получать законными способами. А подобный механизм не выдерживает никакой критики. Поэтому, я считаю, что должна быть проведена служебная проверка, нужно разобраться, как такое могло произойти. И если есть виновные, они должны быть наказаны.
По словам депутата от партии «Яблоко» из столичного района «Черемушки» Виктора Семенова, «разговоры о том, что кто-то, что-то собирает, циркулируют давно»:
- О письме я тоже слышал. Но не более того. Лично меня это не коснулось. Во всяком случае, я пристального внимания никакого к себе не ощущаю. Хотя не знаю, как это будет в дальнейшем. Учитывая, что давление на независимых депутатов есть всегда. Это, безусловно. И, прежде всего, на заседаниях муниципальных собраний. Пытаются и голоса лишить, и прервать, и указать, что мы не тем делом занимаемся, когда им нужно срочно какие-то важные процедурные вопросы рассматривать. Работать не дают, мешают, препятствуют всем нашим инициативам. Бывает, по десять раз приходится доказывать, что это действительно важно и нужно.
Несмотря на то, что первоначально столичными властями было заявлено, что обнародованная информация о письме – это провокация, проверку по факту «слежки» за депутатами они все же провести собираются. Соответствующее поручение, как сообщает РИА «Новости», дал подчиненным руководитель столичного департамента территориальных органов исполнительной власти Вячеслав Шуленин, отставки которого в своем письме к Собянину добиваются депутаты.
2013ФедеральныеФедеральный уровень