Ведущие социологические службы страны рассказали о самочувствии общества
Отношение народа к власти – вечная тема. Проводить социологические опросы по этому поводу можно после любого значимого события или без такового, просто через равные промежутки времени. Это и происходит с завидной регулярностью, но данные все равно всегда вызывают интерес. Тенденция, впрочем, после 2007 года, когда был пик поддержки власти, наблюдается одна: рейтинг власти неуклонно падает, хотя делает это очень медленно и иногда надолго замирает. Если все и дальше будет идти такими же темпами, рейтинга ей хватит еще на много лет.
Пока же последний опрос Левада-центра (дата проведения – 15-18 ноября) показал, что каждый третий россиянин (31%) в основном не поддерживает действия Владимира Путина на посту президента страны. Так критически к президенту граждане не относились еще никогда. Последний максимум был зафиксирован в августе 2013 года (28%) и ноябре 2012 года (29%). Наоборот, поддерживают деятельность Путина 47% опрошенных.
Запомните, кстати, эту цифру – 47%. Она нам еще пригодится.
Ну а 16% россиян сказали, что знают о деятельности Путина недостаточно. Наверное, к последним относятся те, кто не смотрит телевизор, потому что в противном случае в любой программе новостей им про Путина сразу бы всё растолковали.
При всем при том большая часть россиян Путиным вполне довольны. 52% имеют о нем в основном благоприятное мнение. Но возросло количество тех, кто характеризует свое нынешнее впечатление о президенте как «в основном неблагоприятное»: таких теперь 29%. Такого уровня этот показатель достигал лишь однажды, и было это в марте 2013 года.
Нельзя не заметить, что былого энтузиазма по отношению к Путину народ уже не проявляет. Во времена двух его предыдущих сроков о неодобрении говорили только 9-15% россиян, теперь – в два раза больше. Тем не менее респонденты полагают, что Путин продолжает играть определяющую роль в событиях, происходящих в стране. Его влияние называют сильным и очень сильным в общей сложности 55% респондентов, а в августе 2013 года таковых было 53%, в ноябре 2012 года – 51%. Эти цифры даже выше, чем во время срока номер один и срока номер два.
Между показателями ноября 2013 года и ноября 2012 года разница невелика, говорит замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин, мнение которого приводят «Ведомости». Августовские скачки можно считать результатом скорее «информационного отпуска» конца лета, когда руководство страны традиционно реже появляется на телеэкранах.
Критика же власти на региональных выборах если и имеет какое-то значение, то только локальное.
Ослабление доверия к Путину, одобрения того, как он действует на посту президента, готовности поддерживать его действия отмечается после 2007 года более или менее постоянно, говорит социолог Борис Дубин, которого цитирует «Русская служба BBС».
«С другой стороны, на протяжении последних двух лет явно появились группы, которые открыто не поддерживают тот режим, который сложился при Путине, фигуру Путина как олицетворение этого режима, его действия. Это связано, конечно, прежде всего с репрессивными действиями в отношении так называемой оппозиции и рядом законов, которые так или иначе были поданы с самого верха и были приняты», – добавляет Дубин.
Раньше было принято считать, что самая надежная опора власти – пенсионеры, голосующие за нее всегда, но некоторые социологи видят в них неполитическую оппозицию. «Среди в основном не поддерживающих выделяются рабочие и безработные. Традиционно уровень критических высказываний в адрес Путина велик среди самого бедного населения, а именно пенсионеров, людей старшего пенсионного возраста. Там, где люди попадают в наиболее тяжелое экономическое положение, они обычно остаются без попечения родственников. У этой категории уровень критичности высокий», – рассказал радиостанции руководитель отдела социокультурных исследований Левада-центра Алексей Левинсон.
«Есть недовольство самых бедных и больше всего работающих. С другой стороны – недовольство самых бедных, но уже не работающих, которые не чувствуют защищенности своих небольших доходов и не понимают ситуацию и ее перспективы. И, наконец, есть недовольство более образованных, более продвинутых, более активных, которые не чувствуют возможности реализоваться в этой ситуации и ощущают, что их недооценивают, их не видят, они как будто бы не существуют для власти как какая-то социальная группа», – полагает Борис Дубин.
«Пенсионеры выступают с гораздо более критическими оценками. То, что можно считать не политической оппозицией Путину, а той, о которой нам свидетельствуют опросы общественного мнения, – это, в общем, розовая и красная оппозиция, нелиберальная», – добавляет Левинсон.
Ну а теперь вернемся к цифре «47».
Параллельно с опросом об отношении к Путину Левада-центр выяснял, за кого проголосовали бы россияне на президентских выборах, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье. Никаких подсказок со стороны социологов не было, опрошенные называли своих кандидатов сами. Прозвучали фамилии Путина, Зюганова, Жириновского, Явлинского, Миронова, Шойгу, Прохорова и Навального.
Лидер предсказуем: за Путина проголосовали бы (внимание!) те же 47%. То есть число готовых голосовать за нынешнего президента равно числу тех, кто поддерживает его деятельность. Интерпретировать эти цифры мы предоставим политологам, но обратить внимание на такое совпадение необходимо.
У остальных кандидатов цифры такие же, к каким привыкла публика. Кроме Дмитрия Медведева, падение рейтинга которого приняло просто катастрофический масштаб. В 2011 году за него выразили готовность проголосовать 12% опрошенных, а вот в декабре 2013-го – только 1%, что даже меньше статистической погрешности исследования (3,4%). Как говорится, sic transit gloria mundi.
Ну а холдинг «Ромир» тем временем опубликовал данные своего исследования уровня доверия россиян к тем или иным общественным институтам. По их данным, президенту в общей сложности доверяют 66% россиян, Церкви и РАН – по 64% опрошенных, армии – 61%.
Выводы делайте сами.
Александр Романов
2013ФедеральныеФедеральный уровень