Битва между командами псковского губернатора-единоросса Андрея Турчака и депутата Госдумы, лидера регионального отделения «Справедливой России» Михаила Брячака на великолукском «ристалище» завершилась неожиданно «кровопролитным сражением», по итогам которого победу праздновали «медведи». Многие рассматривали эту «перестрелку» как генеральную репетицию перед губернаторскими выборами-2014. При этом подчеркивая, что, если сентябрьский день голосования, в который избирались главы 5 районов, был запланированной репетицией, то завершившаяся кампания на юге области неожиданно оказалась «разведкой боем».
Итак, главой Великолукского района избран 53-летний руководитель птицефабрики в Борках Сергей Петров. В ходе прошедшего накануне голосования 61,35% избирателей поддержали агрария-единоросса с непростой предпринимательской судьбой. Вторым стал 36-летний справедливоросс, депутат Великолукской гордумы Андрей Богданов (20,9% голосов), третьим – 49-летний яблочник, агроном крестьянского хозяйства Александр Анегдин (7,77%). В этом раскладе нет большой неожиданности и тем более сенсации: эксперты уже за несколько недель до 15 декабря предрекали победу кандидату от «Единой России», поддержку которому оказывали и региональные власти, и руководство южной столицы области. Варьировался в прогнозах разве что уровень поддержки фаворита на финише избирательного забега – впрочем, и здесь посвященные называли вполне схожие результаты – от 45-50% (при неблагоприятном для Петрова стечении обстоятельств) до 60-65% (при оптимистичном для него сценарии). И это притом, что на старте кампании шансы двух основных конкурентов оценивались примерно как равные. В общем, все вроде бы закономерно и ожидаемо.
Однако следует признать, что великолукские выборы преподнесли-таки сюрприз и породили вполне себе серьезную интригу, главными действующими лицами которой, впрочем, стали не сами кандидаты, а политики скорее федерального уровня. Неожиданным образом не самый большой и значимый в масштабах субъекта РФ муниципалитет оказался плацдармом для битвы недавних политических союзников – команд губернатора и депутата Госдумы. Данное противоборство зрело давно, а его причины не раз находились в центре внимания экспертов и политических наблюдателей. Вот и обозреватель ПЛН Игорь Макаров в своем последнем обозрении отмечал, что скрытую угрозу для команды действующего губернатора «можно было почувствовать еще во время сентябрьской баталии в Псковском районе, когда кандидат эсеров неожиданно для многих показал неплохие результаты, вызвав легкое напряжение. Однако тогда большинство наблюдателей посчитали, что это не более чем исключение из правил. И уж мало кто мог предположить, что полем для ристалища станет небольшой муниципалитет на юге области. Но – жизнь полна неожиданностей: осень ознаменовалась расколом в отношениях недавних союзников, «отрикошетило» по Великолукскому району, где мы сейчас наблюдаем реальное соперничество двух кандидатов на фоне вспыхнувшего конфликта господ Турчака и Брячака».
Не берусь утверждать наверняка, что могло стать решающим фактором при принятии Михаилом Брячаком решения о возвращении в некогда привычное для него состояние конфронтации с областной властью – то ли здесь дело в невыполненных партнерами из Дома Советов соглашениях, касающихся бизнеса семьи депутата, то ли отсутствие поддержки в продвижении определенных политических персон из рядов «Справедливой России», то ли в серьезном административном противодействии по отношению к кандидату от СР, проявившемуся в сентябре в Псковском районе. А скорее всего, во вновь проснувшихся амбициях, порожденных надеждой, что Турчак не имеет однозначной поддержки в Кремле накануне выборов. Несомненно, победа эсеров в районе – даже таком маленьком – при качественной подаче повысила бы шансы Михаила Васильевича в убеждении своего партийного босса на поход к ВВП за «ярлыком на псковское княжение». Как бы там ни было, конец осени запомнится всем резко ухудшившимися отношениями во взаимоотношениях недавних союзников, «бюджетно-театрализованным» демаршем Брячака-младшего на публичных слушаниях в Пскове и жестким противоборством на финише кампании в Великолукском районе. Вопреки ожиданиям, завершившаяся вчера кампания потребовала от основных действующих сил больших вложений, в том числе финансовых. По оценкам экспертов, денежные вливания в агитацию и борьбу в Великолукском районе были самыми крупными на муниципальных выборах в регионе за последние 5 лет и сопоставимы разве что с тратами на выборах главы Псковского района в 2008-м. Были тут и агитационный «богдановомобиль», и масса пропагандистских и контрпропагандистских материалов, и анонимные листовки, и встречи кандидатов с населением с участием «старших братьев» из центра, и обвинения в подкупе избирателей и многое-многое другое.
При этом следует признать, что фигура главного оппонента эсеров на этих выборах - кандидата от «Единой России» была неоднозначна. Всем, кто следит за общественно-политической ситуацией в Великолукском районе и происходящими там бизнес-конфликтами имя Сергея Петрова хорошо известно – прежде всего, в контексте разгоревшейся несколько лет назад войны за ЗАО «Великолукское», руководителем которого он в то время являлся. В этой связи можно вспомнить и породившее различные версии покушение на г-на Петрова, и прочие страницы биографии руководителя птицефабрики, и конфликт двух известных великолукских деятелей – главы города Николая Козловского и экс-депутата Псковского областного Собрания, руководителя Великолукского молочного комбината Дмитрия Матвеева, и другие моменты. В этом смысле очевидно, что, представляй Турчак и его соратники на этапе определения кандидата на пост главы района, какой будет конкуренция на выборах после вмешательства Брячаков, наверняка еще бы хорошо подумали, тот ли это человек – Сергей Петров, который нужен в данной ситуации.
С другой стороны, окажись губернаторская команда лицом к лицу с Брячаками в одном отдельно взятом районе, не имея опоры на местные кадры и поддержки руководителей Великих Лук, еще неизвестно, что бы показало вскрытие урн. Ведь после того, как отсюда уехал прежний глава, ныне сити-менеджер Пскова Игорь Калашников, полноценной опоры ни в администрации Великолукского района, ни в волостях региональная власть фактически не имеет.
Однако на момент принятия кадрового решения, кажется, ничто не предвещало каких-либо сложностей. Напротив, многим казалось, что кандидата от ЕР, кто бы им ни стал, ждет относительно легкая выборная прогулка. Примерно такая же, какой была история с назначением-избранием того же г-на Калашникова несколько лет назад. Но Богданов оказался серьезным соперником. Во-первых, как известно, большие финансовые средства на выборах зачастую творят чудеса – и наверняка в группе поддержки эсера на это надеялись. К тому же удалось «подписать» на снятие с выборов кандидата от КПРФ Геннадия Боченкова. И не просто на снятие – великолукский коммунист выступил в поддержку Богданова, а первый секретарь обкома партии Александр Рогов совместно с Олегом Брячаком сделал известное заявление: «в целях победы над выдвиженцем «Единой России»…мы принимаем решение о поддержке единого кандидата на выборах»…
Союз коммунистов и справедливороссов выглядел очень болезненным для региональной власти. Впрочем, судя по результатам выборов, конкретному кандидату Богданову этот альянс с коммунистом мало что дал. Более того, работавшие в районе социологи вообще утверждают, что в электоральном плане «снятие с поддержкой» сыграло злую шутку с эсером. А вот политический эффект, вне всяких сомнений, был значительный. Наблюдая за возникшим альянсом КПРФ и «Справедливой России», многие наблюдатели пришли к выводу о том, что губернаторская команда не контролирует ситуацию, не управляет процессом. В этом смысле произошедшее в Великолукском районе представляется для региональной власти системным сбоем. Ведь не секрет, что работа с оппозицией ведется в соответствии с известным принципом «Разделяй и властвуй». Разъединенные, соперничающие между собой оппоненты власти не представляли для нее большой опасности. «Справедливая Россия» Брячаков все последние годы и вовсе выглядела партнером. Тут можно напомнить и про поддержку эсерами различных инициатив Турчака, и «правильное голосование» в областном Собрании, и заявления, из которых становилось понятно, что Брячаки в принципе могут поддержать действующего главу исполнительной власти области на губернаторских выборах. Опять же - не забыто еще и то, как пару лет назад администрация области преследовала задачу сменить в Госдуме коммуниста Владимира Никитина, представлявшегося очевидным оппонентом, на эсера Михаила Брячака.
И вот - представлявшаяся надежной конструкция рухнула как карточный домик. Эсеры взбрыкнули, продемонстрировали свои возможности и посадили авторов «гимна» о нерушимости союза двух «… Россий» на Псковщине в лужу.
Что до мотивов Брячаков – то тут, как известно, есть несколько версий. Возможно, речь идет о «поигрывании мускулами» накануне решающего раунда переговоров с командой Турчака и повышении ставок. На примере великолукской кампании показано, каким может быть участие справедливороссов в выборах-2014. Вместе с тем не следует исключать и такого поворота событий, при котором Брячак-ст. ринется в бой за кресло главы региона. В 2000 и 2004 годах он уже участвовал в губернаторских выборах. Не так давно заявлял о сохранившихся амбициях, а, по имеющейся информации, в последнее время Михаил Васильевич. снова поверил в свою звезду и расправил крылья. Говорят, этому способствовали несколько событий, в том числе возвращение некогда утраченных позиций внутри федеральной «Справедливой России»: партиец из Пскова вновь приближен к лидеру СР Сергею Миронову.
К тому же до сих пор так и не заявлено публично о позиции Кремля относительно перспектив Андрея Турчака, а он сам не объявил, будет ли участвовать в выборах. В связи с чем в псковской политтусовке высказываются различные версии относительно содержания будущего Указа президента о назначении исполняющего обязанности губернатора Псковской области. Напомню, документ должен быть подписан уже через пару месяцев, в феврале, когда пятилетний срок полномочий г-на Турчака истечет. Михаил Брячак, как и несколько других известных политиков, вероятно, верит в то, что может «получить добро» в федеральном центре.
Возвращаясь к теме выборов в Великолукском районе, необходимо сделать, как минимум, два вывода.
Во-первых, Андрей Турчак и его команда справились с внезапно возникшей кризисной ситуацией, реально оценив угрозу и мобилизовав силы. Тем самым они не допустили болезненного проигрыша и имиджевых потерь на старте губернаторской кампании.
Во-вторых, тандем Брячаков продемонстрировал, что, образно говоря, есть еще порох в пороховницах и их рано списывать со счетов. Эсеры способны аккумулировать средства и ресурсы, даже привлечь союзников для того, чтобы проводить достаточно эффективные избирательные кампании с применением всех возможных и невозможных средств для достижения целей.
Региональные отделения практически всех ведущих партий - в том числе ЛДПР, «Яблока» и даже «Патриотов России» - выставили в Великолукском районе своих кандидатов. Как уже было сказано, до определенного момента присутствовал в списке и претендент от коммунистов. Однако, как и в большинстве кампаний последних лет, реальное соперничество развернулось между всего двумя кандидатами – представителем партии власти и одной из оппозиционных сил. Относительно партийной принадлежности оппозиционера возможны варианты – это может быть и справедливоросс, и яблочник, и представитель другой силы, однако модель практически везде схожа: пара основных оппонентов и все остальные в роли «массовки».
Подводя итог сказанному, отмечу, что кампания по выборам главы Великолукского района стала одной из наиболее острых за последнее время. Это несколько удивительно, тем более если принимать во внимание то обстоятельство, что район небольшой, и нельзя сказать, что он выглядел лакомым куском и имел какое-то суперважное стратегическое значение. Однако все вышеперечисленные факторы превратили данные муниципальные выборы в районе, в котором никогда прежде не было реальных конкурентных выборов главы, в настоящую битву - неожиданную репетицию перед сентябрем 2014-го.
Андрей Степанов
2013МестныеПсковская область