Год начался, в том числе и политический. Большие региональные выборы лишь в сентябре, но не успели закончиться новогодние каникулы, а политическая жизнь активизировалась. Несмотря на единый день голосования, в муниципалитетах страны всё же проходят малочисленные выборы. Власть инициирует предложения об изменении законодательства о выборах: на выборах Госдумы предполагается смешанная система, ожидается разрешение на создание избирательных блоков, не исключено появление «дифференцированного» проходного барьера. Партий в России, на сегодня, уже зарегистрировано пятьдесят три. Оппозиция 13 января проводит марш против деятельности и решений власти, в первую очередь связанных с так называемым «Законом Димы Яковлева». И это только начало. В том смысле, что первая половина января.
Несмотря на то, что в сентябре нет плановых федеральных выборов, предстоящая избирательная кампания ожидается весьма интересной. Законодательство и так уже изменённое, но скорее всего и ещё будет скорректировано. К ожидаемым губернаторским выборам, не исключены и внеплановые выборы глав регионов. Партий станет ещё больше, а этот потенциально дополнительные участники избирательных кампаний. Не останется в стороне и гражданское общество.
Всплеск правозащитной деятельности в избирательных процессах, произошедший в ходе прошлой думской кампании, к середине 2012 года начал затухать, но, с другой стороны, среди общественных структур (в основном оппозиционных), занимавшихся контролем на выборах, началось объединение усилий. Впрочем, уже появляются различные законодательные инициативы, по-новому регламентирующие деятельность наблюдателей, волонтёров, т.е. непосредственных участников правозащитной деятельности, выражающих свою гражданскую активность, как говориться, на местах. А вот граждане, претендующие на публичное признание их видными правозащитниками, создают всё новые и новые советы по защите прав граждан. В прошлом году весьма скандально формировался Совет по правам человека при Президенте РФ. Однако в декабре ушедшего года было создано ещё два аналога, но общественных. Один называется «Независимый», другой – «Всероссийский». Причём, и в тот, и в другой вошли отдельные члены «президентского» Совета. Помнится, было что-то в российском фольклоре про «семь нянек», да и как-то сомнительно, что этим людям и этим советам нужны именно права граждан, да и сами граждане. К сожалению, достаточно быстро, а иногда и целенаправленно, институты гражданского общества становятся на ярко выраженные либо провластные, либо оппозиционные позиции. А истина, как правило, остаётся по середине.
Впрочем, речь не об этом, а об активизации политической жизни в только ещё начавшемся 2013 году. К чему это всё приведёт, не будут ли через какой-то период характеризовать российскую действительность (по старой советской практике) в сравнении с тринадцатым годом? Не хотелось бы.
Александр Точёнов
2013ФедеральныеФедеральный уровень