CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Выборы в России » Выборы 2013 » Год Путина: Молчаливое большинство становится правящим. Мнение политолога об этапах правления президента

 
Год Путина: Молчаливое большинство становится правящим. Мнение политолога об этапах правления президента

(5.03.2013)
Сергей Марков

Первый год третьего президентского срока Путина во многом определил логику нового, третьего этапа его политики, которая может быть понята только с учетом общей логики эволюции Путина как лидера России. Три этапа политики Владимира Путина формировались им не произвольно, а исходя из вызовов, перед которыми стояла Россия, и из общественного запроса.

Первый срок — восстановление государственности

Владимир Путин принял пост Президента в 1999 году в критический для российской государственности момент, когда, после длительной социальной катастрофы 90-х годов, эта государственность оказалась под угрозой исчезновения. К концу 90-ых годов для большинства населения и элитных групп РФ ситуация сверхслабости и недееспособности государства стала совершенно нетерпимой, поэтому это и стало главным общественным запросом для Путина, и первые 5 лет, с 2000 по 2005 год, Владимир Путин активно реализовывал программу восстановления государственных институтов, суверенитета России, отстранения от власти олигархических группировок, национализации природной ренты от нефти-газа с целью наполнения бюджета страны, формирования вертикали власти — то есть относительно эффективной системы государственной власти, построенной частично на базе институтов, частично на базе личной власти. Была победа в Чечне и отстранение иностранных советников от рычагов управления Россией.

Второй срок — технократическое развитие, деполитизация управления

После того, как частично задача восстановления государства была выполнена, общество сформировало новый запрос — восстановление экономики в условиях политической стабильности. Установив стабильный политический режим, опирающийся на поддержку абсолютного большинства населения, Путин начал реализовывать под Столыпинским лозунгом «Дайте России 20 лет спокойного развития и вы не узнаете Россию!», по сути, политику технократического развития. Технократия, как дает международный энциклопедический словарь «Глобалистика», это концепция власти, согласно которой общественными процессами можно управлять на основе технической рациональности, а также политические режимы, основанные на технократических принципах. Такой технократический режим и был сформирован.

Значительное снижение политической активности и эффективная вертикаль власти позволили деполитизировать управление Россией. В политике наступило время политтехнологий с опорой на административный ресурс, который взял под контроль также финансы и СМИ. Ключевые позиции в Администрации и правительстве заняли рациональные управленцы без яркой политической позиции. Перед ними была поставлена задача восстановления России путем наращивания ее потенциала: рост ВВП, рост зарплат бюджетников, рост общих доходов, рост капитализации компаний, рост продаж энергоносителей, формирование эффективных управленческих структур. Эти задачи были в основном выполнены. В результате экономика постепенно, даже с учетом кризиса 2008 года, восстановилась, значительно вырос уровень жизни, уменьшилась бедность, и сформировался новый средний класс. Страна преодолела постсоветский кризис распада СССР, занявший 20 лет. «Дайте отдышаться — и возьмите управление на себя», — сказали люди. Путин дал и взял.

Пределы технократического роста, революция ожиданий

Выход из посткризисного этапа, привыкание к стабильности и росту уровня жизни создали новую ситуацию. Успехи политики Путина создали предпосылки для социально-политического запроса на перемены. Значительно увеличившийся средний класс в городах-миллионниках составил социальную базу требования перемен. Сформировалась достаточно типичная ситуация революции ожиданий, когда социальные протесты нарастают не потому что жизнь становится хуже, а потому что жизнь становится постоянно лучше и разжигает все больший аппетит большинства социальных групп. Люди переходят к политическому активизму, потому что закончилось социальное выживание и началась нормальная жизнь. Люди перестают бояться перемен и изменений, потому что перестали бояться ухудшений и надеются на еще большее улучшение своей жизни.

Общество устало от бесценностного прагматизма, который слишком часто оборачивается цинизмом. Возник запрос на восстановление ценностей. Человек, который выживает, озабочен проблемами безопасности и экономики, он в жестких условиях. Человек, спокойно живущий, в достатке начинает думать о своей самореализации, о смысле жизни и смысле своего места в обществе. И о том, куда идет общество.

Две общественные повестки дня: активное меньшинство и моральное большинство

Любая власть не может просто реализовывать свою повестку дня, власть вынуждена во многом брать общественную повестку дня и реализовывать ее тоже. Но главная проблема в том, что эта общественная повестка дня, в отличие от конца 80-х годов («больше свободы») и в отличие от конца 90-х годов («восстановить государство и порядок»), расщепляется на две существенно отличающиеся повестки.
Первая общественная повестка дня – активного меньшинства (АМ) из числа средних слоев в основном городов-миллионников. Вторая общественная повестка дня представлена так называемым моральным большинством (МБ), (этот термин хорошо известен американской политической социологии, на них опираются республиканцы), которое составляет основу путинского большинства. Это жители средних и малых городов и сельской местности, относительно низкооплачиваемые социальные слои, бюджетники. Еще недавно это было молчаливое большинство, но по мере роста общественной активности, оно пробуждается и формирует свои требования, главное из которых – справедливость, основанная на труде и морали.

И те, и другие требуют перемен, но перемены они понимают по-разному и требования к власти у них разные, а по многим вопросам – противоположные.

И те и другие недовольны системой правоохранительных органов. Поэтому АМ и требует судебной реформы. Но МБ в суды не ходит. Для них важны не честные суды, а полиция, занимающаяся не крышеванием богатых, а защитой обиженных.

У них разные базовые ценности: для АМ это свобода личности, а для МБ справедливость для общества. Они по-разному понимают роль Президента: Для АМ это наемный менеджер для МБ отец нации. Соответственно для развития страны АМ считает необходимым создать институты, в рамках которых будет действовать Президент. А МБ драйвером развития считает общественно-политическое лидерство, прежде всего – со стороны Президента. АМ добивается свободы личности от государства и отстаивает автономность личности, социальных групп, институтов гражданского общества и боится слишком сильного государства и общественной консолидации, видя в этом призрак тоталитаризма. МБ, наоборот, требует общественной консолидации и требует, чтобы государство обеспечило ее, а групповые интересы были подчинены общим, и если надо – подавлены государством.

И те и другие уважают религиозную веру, но АМ при этом считает религию сферой частной жизни и с подозрением относится к экспансии РПЦ в общественную сферу. А МБ наоборот требует увеличения роли церкви в общественной жизни с целью укрепления морали и общественной консолидации. Поэтому они также требуют преподавание религии в школе, против которого резко выступает АМ.

И те и другие не довольны телевидением, но по-разному. АМ требует убрать остатки политической цензуры, МБ требует, наоборот, ввести нравственную цензуру на телевидении в той или иной форме.

Они требуют разной внешней политики. АМ хочет, прежде всего, отмены виз в шенгенскую зону, Запад воспринимает в качестве союзника и примера. А МБ не волнуют шенгенские визы, поскольку они в шенгенскую зону почти не ездят. Они смотрят на Запад с подозрением. Они требуют от власти сосредоточиться на восстановлении отношений с братскими народами, прежде всего с Украиной, Белоруссией и другими постсоветскими республиками.

У них разное отношение к социальному государству. АМ полагает, что за все надо платить. Они адаптированы к нашему сверхрыночному обществу, где все продается и покупается. И они готовы покупать социальные блага, но требуют, чтобы это торговая сделка была прозрачной, честной, дебюрократизированной. Они требуют рыночного равенства свободных граждан и выступают резко против искажения рыночной справедливости, против фактического формирования сословного общества в России. Борьба против «синих мигалок» - это борьба против сословных привилегий бюрократии и олигархии. А для МБ рынок - символ не равенства, а неравенства, не справедливости, а несправедливости. Они требуют сохранения мощного социального государства, корректирующего рыночное неравенство и обеспечивающего свободу не в рынке, а за пределами рынка.


Логика формирования политического курса

Совпадают позиции АМ и МБ, пожалуй, только по четырем темам: требования борьбы с коррупцией и с незаконными факторами миграции, необходимость развития образования и больших возможностей для граждан участвовать в выборах. Поэтому четыре консенсусные темы имеют хорошие шансы стать приоритетными.

Таким образом, по большинству общественно-политических проблем АМ и МБ занимают противоположные позиции. Поэтому власти так трудно взять общественную повестку. В пользу АМ говорит то, что они более образованы, активны, в том числе и в СМИ, социальных сетях и политических акциях. Они более современны и продвинуты. За ними видится будущее. Кроме того представители правящей элиты сами выходцы из АМ, связаны с АМ личными отношениями, их друзья, родственники – АМ. АМ меньше, но ресурсно обеспеченнее и ярче. А МБ, прежде всего, является очевидным большинством и именно они голосовали за Путина.

Сторонники всех общественных повесток существуют в элите. При этом выбор пути осложняется не только издержками каждого из вариантов, но и недостаточной артикулированностью ни одной из трех базовых политических программ: технократический рост, преобразования в интересах АМ или МБ.

С большой вероятностью реальный политический курс будет в той или иной степени интегрировать три эти повестки дня. Но интегрировать их абсолютно гармонично очень сложно, поэтому Путину вынужден расставлять приоритеты и делать выбор между тремя политически программами.

Главный итог первого года третьего срока Владимира Путина – его ценностный выбор в пользу Морального большинства. Это его избиратели, они поддержали его, и он выполняет их программу. Таким образом, сделан важный политический выбор, который задает новое направление развития политики. Это выбор в пользу традиционных ценностей. Поэтому реализуется курс на национализацию элит; защиту и поддержку православия и традиционного ислама; разработку единого учебника истории; защиту традиционной классики в курсе литературы; введение ограничений на пропаганду гомосексуализма; создание программы сокращения сиротства в России; защиту суверенитета от попыток поставить российскую политику под контроль извне; ставку на патриотизм; защиту семьи.

С этих позиций Владимир Путин будет формировать и ответы на ключевые вызовы своего третьего срока: возможность нового этапа глобального экономического кризиса; возможность нового военно-политического кризиса в связи с ростом числа конфликтов и использования военной силы; низкая эффективность и высокая коррумпированность государственной и корпоративной бюрократии; недостаточный уровень лояльности стране части ее элиты, которая по сути действует в рамках двойной лояльности: России, где они получают доходы, и Запада, где они хранят их.

Одно из важнейших направлений для Путина – Евразийский союз, который должен решить проблему объема внутреннего рынка для российской экономики и обеспечить свободу передвижения для искони братских народов.
Путин решает эти проблемы, опираясь на позицию морального большинства российского народа и, тем самым, делает это бывшее молчаливое большинство правящим.
2013ФедеральныеФедеральный уровень



5.03.2013 Выборы 2013, Выборы Президента РФ, Аналитика, Коридоры власти
Source: Москва
Московские новости Статья

Лента новостей


ЖЖивая политика



Анонсы и события

"Выбор Народа" в социальных сетях: